?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

"Хребет дьявола" и "Лабиринт Фавна" Гильермо дель Торо

«Хребет» мне понравился гораздо, гораздо больше. Он более внятный, что ли. И в нем гораздо легче считать идею. С «Фавном» все сложно – для меня было большим вызовом вообще понять, на хрена там нужен фавн и мотив принцессы и весь этот Льюис в финале.

Гильермо дель Торо снимает трилогию о гражданской войне в Испании. Эти два фильма – первые, что будет дальше – посмотрим. Пока мне кажется, что это одна из лучших попыток поговорить про испанскую гражданскую языком кино. 
В «Хребте» сюжет стилизован про японский ужастик: вот сиротский приют (в разоренном и зачищенном здании монастыря), вот водоем в подвале, в котором, как лорковская зеленая цыганка, плавает и покачивается убитый мальчик. Мальчик стал призраком, мальчику нужно к живым, он чего-то от них хочет. Во дворе торчит живая, тикающая бомба – свалилсь во время налета, но не взорвалась. Так и торчит из булыжника, тикает. Мальчик бродит по коридорам, приютское начальство - старый доктор и его несгибаемая пассионария-супруга - пытаются выжить среди пыльных и замотанных в мешки статуй святых. В соседних городках планомерно расстреливают интербригадовцев, пассионария с доктором симпатизируют республиканцам.


Type your cut contents here.

Гильермо дель Торо тоже симпатизирует республиканцам, франкисты у него – сущие звери. Но поскольку дель Торо талантлив, у него не получается обмануть Логос: монастырь разорен, распятия сорваны и запрятаны по кладовкам, в церкви не трактора, конечно, починяют, а вроде как детишек учат, но есть проблема. Свято место пусто – и явно отказывается оставаться пустым в согласии с материалистическим учением. Дело в том (добавим от себя то, о чем молчит дель Торо), что монастырь пребывает в мерзости запустения не просто так, а потому что его разорили любезные сердцу режиссера республиканцы. Испанские республиканцы очень любили насиловать и резать монахинь, расстреливать священников, осквернять церкви и делать прочие чудесные и свободолюбивые вещи ради освобождения народа от ига гадких эксплуататоров. Так что нечисть в приюте для республиканских детишек-сироток просто не могла не появиться.

Вот этот вот немотствующий мальчик-неупокойка и бомба во дворике срезонировали со мной больше всего. При всей откровенной и даже наглой простоте символики – тикает, значит, когда-нибудь рванет, мальчик бродит и хочет, чтобы о нем не молчали, - нынешняя публицистическая ситуация вокруг гражданки отражена невероятно точно. Проблема в том, что официально считается, что в Испании имело место примирение, reconciliación. Памятником примирению является монумент и монастырь в Долине Павших. Горы, а в горах – целый мемориальный комплекс, над ним – гигантский крест, видимый отовсюду. Под крестом – могилы погибших. С одной стороны – франкисты, с другой – республиканцы. Проблема в том, что крест над Долиной ничего не запечатал, и разъяренные призраки расползаются оттуда по всем направлениям. Недавно они проползли в публицистику – и началось то, что в Испании называется «раскапыванием могил». Раньше писать обвинительные статьи и книги считалось плохим тоном – дескать, предки упокоились в гробах и нечего эти гробы тревожить. Но социалистам этого показалось мало, они полезли размахивать руками – и на них махнули в ответ, и не кто-нибудь, а сам мэтр Сесар Видаль (это типа как аналог нашего Дмитрия БыковаJ ). Видаль выпустил книгу «ЧК Мадрида». Да-да, все самое лучшее они заимствовали у нас – las checas занимались как раз тем самым. Расстреливанием чуждых элементов. В книге Видаля было приложение – указание мест братских захоронений под Мадридом, а также имена-фамилии тех, кого пламенные республиканцы свалили в эти ямы. Так вот до сих пор и продолжается это публицистическое расковыривание кладбищенской почвы – то вяло, то яро.

Проблема в том, что «примирение» оказалось фикцией. А настоящее примирение возможно, только если горести обеих сторон будут проговорены. И осмыслены. А до этого далеко. Вот и тикает бомба, на которую никто старается не обращать внимания, вот ходит мальчик, требуя, чтобы о нем вспомнили, признали, что он не «пропал без вести». Вот и снимает дель Торо финал: просьбу мальчика выполнили, убийцу бросили в водоем. Только теперь над водой колышутся две неупокоенные тени. Видимо, «глаз за глаз» не сработало. Видимо, нужно прощение, истинное, а не иннициированное и придуманное генералом Франко. А если не простите – то будет вам тогда j-horror по полной программе.

 

С «Фавном» я долго мучилась. Зачем вот эта вот сказка, фэнтези или что там еще? Фильм выглядит как «Унесенные призраками» в испанских декорациях. Девчушка проваливается в феэри, ее встречает фавн и сообщает, что она-де потерявшаяся в прошлых рождения дочь подземного короля, отец ищет ее, но ей нужно выполнить три задания, чтобы вернуться в родное волшебное королевство. Все эти «Братья Гримм» разворачиваются на вполне себе историческом фоне: отвратительный отчим девочки, франкистский полковник, со своими солдатами всячески душит республиканцев-партизан (добрых, честных и великодушных – видимо, уж если решили снимать сказку, так пусть и история будет выглять сказочно). В финале девочка выполняет все задания и погибает, чтобы через жертвенную смерть войти в царство отца. Нет, я с заглавными буквами не ошиблась. Правда, финал снят прямо как финал «Хроник Нарнии» - с тронами, увенчанием и царственными приветствиями. Я все ждала, когда выйдет Аслан.

А потом я подумала: а как быть-то? Да, в фильме есть невинное дитя, пострадавшее за других детей и взрослых, и пролитая невинная кровь, и жертва. Вроде как понятно на что намек, и, наверное, это единственное честное решение – а как иначе заставить замолчать кровавые лужи со всех сторон? Где еще искать символику прощения? Но все это тщательно заверчено в фавнов, чудищ, фей и монструозных жаб с ключиками – потому что Церковь в Испании совершила в ходе гражданской войны и последовавшей диктатуры самую глобальную ошибку из всех возможных. Вместо того, чтобы встать над конфликтом, и стать утешительницей и скоропомощницей всем пострадавшим, она открыто заняла сторону режима. И огребла теперь за это по полной программе, испанцы в огромном большинсве своем до сих пор не могут прочихаться от аллергии на католицизм.  А чего вы хотите, если священник и жандарм были двумя лицами одной не слишком притягательной тоталитарной фигуры? Так что христианской символики в лоб в фильме просто не могло быть. Священник там сидит за столом полковника – там, где ему и положено быть.

Посмотрим, что будет в третьем фильме, мне очень интересно.

 

Я бы хотела насчет «Фавна» пообщаться – как кто его понял. Потому что часть людей кричит, что ваще ничего не ясно, часть говорит, что вставило их непомерно. Я бы обсудила тему.

Comments

Жаль, прослышав про то, что Фавн не стоит просмотра, так пока и не посмотрела. Лабиринт смотрела, впечатление произвел, но не очень сильное. Фильм хороший, но из разряда "посмотреть один раз". Это при том, что я обожаю испанскую тему в кинематографе, прозе, люблю Испанию нежно и навсегда.
Сорри, медведь не понял:) : лабиринт и Фавн - это одно и то же, Лабиринт Фавна. Вы имеете в виду Хребет?
***Вместо того, чтобы встать над конфликтом, и стать утешительницей и скоропомощницей всем пострадавшим, она открыто заняла сторону режима***

А на чью сторону ей было вставать, если республиканцы чуть ли не сразу начали священников шлепать? Вот как было Св. Эскриве сердцем прильнуть к Республике, если Республика его по Мадриду как крысу гоняла?
Не думаю, что вопрос можно свести к детсадовскому "кто первый начал" :-)

В подобных конфликтах официальной церкви вообще свойственно принимать сторону тех, кто будет кормить и поддерживать. И было абсолютно ясно, что от революционеров этого не дождешься (это еще опыт Октябрьской революции в России наглядно продемонстрировал)
(Я имею в виду церковь именно как институт власти - и терять эту самую власть никому не хочется...)
Такая трактовка мне кажется излишне прямолинейной. Если учесть, что республиканцы не просто "не собирались кормить и поддерживать", а собирались пустить под нож, речь идет не о шкурных интересах и кормушке, а выживании. Кроме того, коммуняки были реальными безбожниками и мерзостными осквернителями, так что на их фоне франкисты смотрелись чуть ли не рыцарями Грааля. Я говорю о том, что, скорее, из такого рода конфликтов никто не может выйти совершенно незапятнанным.
Впрочем, я согласна с вами, что в том, что церковь оказалась на стороне именно власть предержащих, нет ничего нелогичного:) Это дейсвительно давняя церковная традиция, к сожалению (причем не только католическая).
*** А на чью сторону ей было вставать ***

Я же уже писала - ни на чью. Вернее, нужно было встать на сторону плачущих и обделенных. А они были с обеих враждующих сторон.
И если бы Эскрива так и сделал, у него и у Opus Dei было бы гораздо лучше с репутацией - в католическом мире. Когда мы жили в Штатах, у меня были друзья из латиноамериканских католиков, настоящих, истовых, активных (бедным помогали, в благотворительности участвовали). Так вот, одна из них как-то упомянула, что знает священника из OD. Собеседницы моментально присобрались и резко спросили, что у нее общего с этими фашистами. Насколько я поняла, речь шла не только о далекой испанской истории, но и о поддержке военных хунт и ультраправых уже в наше время. Про Испанию я уж вообще не говорю: спроси испанца, что такое OD,и он ответит - секта профашистского характера. Кстати, OD активно поддерживает Partido Popular, Аснар - известный опусдеист, а кросавец тот еще.
Заметь, я не считаю, что все оно так и есть на сто процентов. Но: черная легенда существует, и политический альянс с фашистами и ультраправыми в прошлом и настоящем говорит людям, что нет дыма без огня. Моя позиция такова: чем меньше у церкви контакта с властями, чем меньше она срощена с политикой, тем больше ей, церкви, щастья.
про-республиканская пропаганда.
А ты ее, кстати, смотрел? Я так и не собралась. Ну не понимаю я кинематографа...
"Фавна" смотрел. Франкисты - исчадия адовы.
Я смотрела только "про жабу" - то есть "Лабиринт Фавна". И как-то совсем по-другому его восприняла.

Для меня это в первую очередь история про ребенка-"ушельца": этот мир жесток и страшен, девочке в нем неуютно - и она уходит в сказку, в подземный мир, где все иначе... Правда, позитив подземного мира мне кажется сомнительным: без неба и солнца, в обществе малосимпатичных феечек и фавнов... Ну, тем хуже наш мир - если девочка делает такой выбор.
Эта линия вполне убедительна. А вот изобразительное воплощение сказочного мира мне не понравилось: какие-то откровенно компьютерные монстры и невнятные декорации...

Единственное, что как-то зацепило - неопределенность финала: девочка умерла в нашем мире - появилась в сазочном - но из нашего-то не исчезла... У меня появилось ощущение, что этот подземный мир - ни что иное, как страна мертвых - вот и мама там же нашлась...

А параллельная линия - линия гражданской войны, на фоне которой все происходит - просто никакая (а я-то именно из-за нее этот фильм смотрела). Какая-либо глубина отсутствует: все двухмерно, плоско и однозначно: эти хорошие, а эти плохие... С таким же успехом это могли быть не франкисты и республиканцы, а красные и белые в классическом советским кино... или немцы и белорусские партизаны Великой Отечественной... или любые "хорошие" и "плохие" парни из голливудской классики :-)) Настолько шаблонно, что абсолютно неинтересно :-((
Кстати, интересная трактовка - про девочку-ушельца. Мне как-то в голову не приходило, а ведь действительно, похоже на то.
А там разве добрые и хорошие республиканцы? Они там пленных расстреливают с ровно тем же автоматизмом. И монастырь в "Хребте дьявола" - по-моему, не просто так монастырь, школу в фильме можно было расположить и в другом месте. Для испанца это сигнал вполне внятный. Другое дело, что для дель Торо, по-моему, республиканцы не ангелы, но все-таки люди. А вот их противники, на его взгляд, стремятся превратиться в злобный механизм. И все вокруг в него превратить. "Лабиринт" еще, по-моему, очень _антитрадиционный_ фильм. Если память приводит к вечному повторению зла - то ну ее, память. Если правила требуют бросить в беде - то ну их, правила. Который век заклинать живых людей мертвыми именами - кто-то должен положить этому конец. Как-то так...

С уважением,
Антрекот
***** Который век заклинать живых людей мертвыми именами - кто-то должен положить этому конец.****

В смысле?

А вообще, что еще понимать под "традицией". Девочка в фильме поступает вполне в русле христианской традиции. Вот именно: если правила требуют бросить в беде - то ну их правила (про это как раз притча об избитом человеке и добром самаритянине). С другой стороны, отказываясь следовать правилам, она как раз и вырывается из круга традиционных отношений (ты должна, это твой долг перед родителями и т.д.) и получает свободу.

Я в данном случае о социальной традиции.
О тех часах, в шестеренки которых всех затягивает.

С уважением,
Антрекот
***Проблема в том, что «примирение» оказалось фикцией. А настоящее примирение возможно, только если горести обеих сторон будут проговорены. И осмыслены. А до этого далеко***

Я это прочитала день в день с "Демьяновым Лазом" Павличко и поняла вдруг, что ситуация совершенно украинская. Что нам очень нужен свой дель Торо.