?

Log in

No account? Create an account
вот она я

"Великолепный век" (Muhteşem yüzyıl)

То хихикая, то рыча, то довольно посапывая, смотрю этот сериал. Сняли турки, актеры, на мой взгляд, играют на уровне, сценарные задумки очень неплохи.
В сериале (уже пошел третий сезон) во всех подробностях показывают взлет Роксоланы. Точнее, Хюррем-султан. Если вы еще не слышали про эту великую женщину - зря.
Рабынька-славянка, проданная в султанский гарем в четырнадцатилетнем возрасте, сумела сделать три невозможные вещи: она стала законной женой Сулеймана Великолепного, переехала из женского, Старого дворца, в главный, в Топкапы (в фильме гарем неисторично располагается в Топкапы сразу:)), а до кучи намотала на вилку и съела не только любимого мужа, но и всех визирей, включая главного, - то есть реально и по-настоящему дорвалась до государственных дел и ворочала ими, как хотела.
Представляете?! Рабынька, которой место было на спальном ковре ноги раздвигать, а потом детей рожать - и более ни на что не претендовать - стала вторым лицом в государстве после султана. Немыслимо!
Но она это сделала.

Справедливости ради нужно сказать, что исламский мир знает несколько таких историй. Две из них - из Кордовского халифата: ради Зухры построили аж целый город (так и назвали, Мадинат-аз-Зухра), а Субх, рабынька-басконка, тоже сумела выбиться в жены, причем вертела халифом как хотела, на других женщин он даже и не смотрел, а Субх даже добилась права выезжать из дворца в мужской одежде (правда, во время выезда ее полагалось называть особым именем ради сохранения приличий:)) ).
То есть вы понимаете: мусульманский владыка вертел на известном месте практически весь мир, а им самим вертела женщина. Меня всегда занимало в этих головокружительных историях одно: как?! Как эти бабы сумели добиться эксклюзивного внимания в условиях полной сексуальной доступности нескольких сотен женщин (про одного аббасидского халифа писали, что в хариме содержалось четыре с лишним тысячи невольниц, причем не для рассматривания, как ехидно добавляет автор, а для прямого употребления:)) ). Как говорит в таких случаях моя маникюрша, у этих баб там было что, не как у всех? Поперёк?
Но факт есть факт: несмотря на конкуренцию, эти дамы, и Роксолана в частности, становились для владыки светом в окошке и объектом большой красивой чистой любви.

Так вот, сериал.
Сразу скажу - костюмы красивые, но совершенно неисторичные. "Великолепный век" турки снимали в надежде и на европейского зрителя, это очень видно и очень трогательно смотрится. На женщинах совершенно европейские платья (ну с минимальным местным колоритом), они носят европейские прически, а особенно доставляет их манера выходить из дома с голой грудью, шеей и едва прикрытыми вуалькой волосами:). Бгггг, одним словом. Там столько ткани наматывали, что глаз не было видно, не то что шеи...
Равно неисторично показано сосуществование мужской и женской половины дворца - в сериале оно совершенно европейское, практически никакой сегрегации: к примеру, визирь и сестра султана переглядываются друг с другом, стоя на соседних балконах и все такое:))). Бгггг, много раз. Ничего этого не было и быть не могло, мужчины и женщины во дворце и в турецком доме той эпохи не пересекались. Вообще. Блюда на женскую половину дома повара подавали на специальной вертушке. В гареме могли находиться только женщины - и евнухи. ВСЕ. А в дворцовом гареме стояли аж два заслона евнухов - белых и черных.
Если кому-то интересны реальная жизнь гарема и настоящие костюмы, то тут надо смотреть действительно историческое турецкое кино "Махпейкер". Вот там все по-взрослому: белые евнухи, черные евнухи, бабы все в шальварах и в аутентичных головных уборах, ну и нравы там тоже показаны жестко и исторично. Потому что это кино турки снимали для себя, а не чтобы подольститься к европейскому зрителю с видеорядом из серии "а мы были почти такие же как вы".
Не были вы почти такие же как мы, товарищи турки. Самое смешное, что несмотря на полную европеизированность сеттинга "Великолепного века", это совершенно очевидно. Потому что в Европе, товарищи турки, мужчина встает на колени перед женщиной и целует край ее одежд и руку. А не наоборот, как у вас. Да:))). И никакие европейские платья с декольте этого поменять, мгм, не могут-с:))).

Проблемы с историзмом этим, увы, не исчерпываются: в сериале есть батальная линия (завоевания султана Сулеймана), боевку можно смело проматывать, она снята ужасно. Но самое главное, меня выбесило вот что:в фильме после взятия Белграда султан приказывает пощадить пленных. Типа, мы же великие османы! Как мы можем поднять руку на пленных! Представляете?!!! Турки - пощадили - пленных- в Белграде! Это не просто ложь! Это мегаобман, гипервранье и ультрапропагандонство. Турки пленных беспощадно резали. Всегда. Везде. С удовольствием и в охотку. И в Белграде тоже.

Спрашивается, зачем же я это все смотрю?
Что в "Великолепном веке" хорошего?
Отвечу честно: я смотрю ради того, как показаны гаремные нравы. Это просто азбука и учебник, это кино, азы и продвинутый курс интриги, развернутая инструкция по поведению в гадюшнике, каковым являлся гарем. Там каждая - такая выползня! Такая хитрая коварная лживая мразь! Любо-дорого поглядеть. 
Плюс мне очень нравится, как показан восточный властитель. Актер, играющий Сулеймана, - это что-то с чем-то. Как он вздыхает, когда отправляет очередного товарища на казнь! А с какой интонацией произносит "Я так решил"! Какая там увесистая точка в конце фразы!
Ну и линия великого визиря тоже отличная, как мне кажется. Типичная восточная карьера: раб, гулям (то есть товарищ, лучший друг, муза и любовник - в фильме на это оставили лишь стыдливые намеки), смотритель покоев, великий визирь - а потом покойник. Ибо стоять рядом с тронным тахтом - смертельно опасно. Всегда.
В общем, недурственно, недурственно:).

Трейлер отказывается вставляться, поэтому вот нечто среднее между трейлером и фотоальбомом:)):


Comments

Ну про Роксолану у нас уже давненько сняли сериал - так и называется, собственно. Я смотрел его давно и вполглаза, но там чудесная Ольга Сумская в главной роли :)
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2218922
ага, я знаю про него:)
Но тут как бы принципиально другой размах и бюджет, плюс все-таки интерьеры аутентичные.
Сэкономили на антуражах, а денег на компьютерные эффекты всё равно не хватило.
Кстати, о блядях...
Екатерина Первая, простите, обозная шлюха, спала со всеми подряд, Петр Великий её уличал, уличал, а так и не смог повесить. Так и сказал, "я себя ненавижу!" Так что страсти мордасти тяжелым бременем ложатся на судьбы мира.
Кстати, ждите моё новое творение "Падение дома Долгоруких, 1728", АИ.

Edited at 2012-09-20 07:59 pm (UTC)
Понимаешь, наши страсти-мордасти все-таки оставляли женщине больше пространства для маневра. А тут - ну просто же как коза в загоне! Они никого не видели, никуда не выходили - и чего добивались!
Книжку ждем, конечно. Ты ее собираешься куда-то выложить?
Костюмы неисторичные, но действительно красивые.
Синее платье - ах!

А если отключиться от исторических реалий и смотреть фэнтази с восточным ароматом - тогда и гуманность и декольте будут уместны.
Да, я именно так это и воспринимаю.
Да, гуманность там демонстрируется щедро: Сулейман показан любящим отцом и т.д. А я вот знаю, чем все это закончилось: двоих сыновей казнил, а с ними - и всех внуков от этих сыновей, включая младенцев. Потому что положено так было. И вот я смотрю эту фэнтези и думаю: ну и как, товарищи сценаристы, вы покажете, как этот добрый папуля будет всех на казнь отправлять?
Бог мой, у них что, еще и гулямы были?!
Ой. И у османов (не только в рамках персидской специфики) тоже дружба бывала именно такова, не то, что прикипел к рабу?
Интересно, насколько часто и, главное, зачем. Точнее - как этих людей хватало еще и на это?!

PS А видеоряд забавный. Дама в черном - прямо Екатерина Медичи. Костюмы мужские какие-то тоже странные. Какой-то гибрид тюдоровщины с Польшей. Или у них так и было?

Edited at 2012-09-20 08:20 pm (UTC)
Я османский период знаю не слишком, но вот про Ибрахима в фильме есть намеки: его один из пашей, хихикая, называет специалистом по узким местам:)
Да, как им это удавалось - это очень интересный вопрос.
Всяким современным железным леди куда там.
И если о Роксолане я хоть что-то знала(ага, даже начало украинского сериала когда-то давно смотрела), то о Зухре и Субх - впервые слышу. А интересно же очень-очень!
В аббасидском халифате тоже были мощные дамы, и в Египте была даже правящая султанша:).
Я давно статью про это читала, надо будет освежить в памяти:).
Самое любопытное начиналось, когда такая влиятельная женщина начинала назначать женщин (sic!) на государственные посты. Так, мать одного халифа назначила кахраману (управительницу гарема) на пост главного кади Багдада. Это, естественно, скандализировало общественность:). Кади - женщина! Аааааа!:) Но ничо, перетоптались. Причем о ней очень хорошо все историки отзываются - мол, снискала у всех уважение мудрыми и взвешенными решениями:)
Интересненько... А насчет дам-интриганок, я закончила "Королеву Сондок" смотреть. Обожала Мисиль каждое ее появление :)
А ты мне когда показывала, я балда тогда не поняла, что к чему и что это надо бежать смотреть...но видишь, какими-то путями все равно к нему пришла :)
Оооо, Мисиль - это чудо! Как она улыбается! Оооо!
О, спасибо огромное за разбор!
Всегда пожалуйста:)

Edited at 2012-09-21 06:13 am (UTC)
Не совсем про Роксолану, но думаю она стала основой. Есть книга Кея, Тигана, там у главного злого мага есть гарем, и в гареме нашлась настоящая любовь. Очень неплохо описано, с мужской точки зрения, чем же она его там взяла...
Я читала, правда, не до конца. Но я бы не сказала, что в Тигане эта женщина сумела занять важное место в жизни этого гражданина. Ну, типа он ей разрешал в постели оставаться до утра и все такое, но она, по-моему, не влияла особо на государственные дела. Скорее, это она его полюбила - и не сумела отомстить, как хотела, а он - ну так как-то, без фанатизма к ней относился...
ну они же там в начале каждой серии говорят прикольную такую фразу про "источником вдохновения при создании фильма послужили..." :) тоись никто исторической достоверности какбе и не обещал :)

про милосердие завоевателей меня тоже очень порадовало :)
Ну, фраза им необходима еще и потому, что даже такая приглаженная версия вызвала бурю негодования: типа зрители завалили госинстанции возмущенными пиьсмами, жалуясь, что султан в фильме пьет вино и баб в спальню к себе таскает:))) бгггг:)))
А я тоже смотрю. И по тем же причинам :)
Ну, такие интриги и страсти, интересно же.
А к костюмам уже привыкла и просто рассматриваю, по принципу - "ничего так кафтанчик, мне бы пошел!" :)
Ой да, некоторые платья мне бы тоже пошли, я думаю:)))
Вот-вот, меня тоже больше всего про милосердие турок пассажи умиляют.
И костюмы европейские - требую шаровар и паранджей!

Мне вот актриса, играющая Хюррем не нравится. И сама внешность, да и сам персонаж - в начальных сериях особенно, такая истеричная дура, что совершенно непонятно, как такая смогла достичь власти?
В Махпейкер - вах, какие костюмы! Роскошные просто! И интерьеры гораздо авантажнее.
А Хюррем мне тоже не очень нравится - она какая-то потасканная. А ведь та была невинная девочка. Во всяком случае, внешне. А вот что характер такой - ну, на самом деле она в фильме, мне кажется, не столько истеричная, сколько злобная и хабалистая. Такая как раз смогла бы пробиться:).
а уменя этот сериал идет под девизом "турки обсмотрелись "Тюдоров".
Но вот надысь узрела в ящике какбы документальный украинский фильм про Роксолану, пришлось выключить во избежание смеховой истерики.
Типа, товарищи! нас обманывали! нам говорили, что она хорошая! А она владела тайными знаниями и заключила союз с диаволом!
Ага, точно:)
Вообще, если уж смотреть про великолепный век - так Борджиа:). Вон где роскошь, костюмы и безудержный полет фантазии сценаристов:)))).
А что, прямо на полном серьезе это в кино говорили?!:) со страшной музыкой за кадром?:))
Но вообще, про Хюррем говорили, что она ведьма. Типа, приворожила султана, раз он больше ни с кем ложиться не хочет.
Ох! Мама моя смотрит - говорит почти всё тоже самое! Но её любимый стал, пришлось купит даже :-) ( она очень любит Турцию)

Есои честно, у меня большие претензии к актерам, особенно к женщинам. Но актер играющий Сулеймана, потом потом евнух Сембюль-ага и матушка султана - молодцы.
Да, аутентичности маловато, ну, я это воспринимаю, как условный 16-18 век в фильмах по европейским сказкам. Это же сериал, сказочка, сладкая водичка. Но фоном смотреть приятно. Была бы еще и Хюррем удачная. А она играет ужасно. Не веришь, что с этой женщиной султан мог советоваться, что она знала языки, писала стихи ( я что-то такое про неё читала) и что мужчина мог с ума сходить по ней. Две мимические маски и колодистое тело. Женщина может быть пышной ( в те времена и подавно, я про себя всегда говорила, что поздно родилась) но не колодой.
А султан хорош! Мы с мамой
Мне кажется, что Хюррем играет так, как ей было велено играть. И претензии тут к режиссёру и иже с ним. У меня смутное подозрение, что делавшие фильм турки до рвоты не желают признавать, что женщина может быть настолько умной и сильной духом, чтоб вертеть самым влиятельным и могущественным мужиком в стране. Поэтому без всяких церемоний сделали её наглой истеричкой. Типа она взяла не умом и характером, а истериками, наглостью, ну и плюс повезло ей.
Я, помимо этого сериала, смотрела ещё только "Королька" - так ведь там та же фигня. Женщина глупая и непоследовательная, главное чтоб мужик взял её в оборот с силой льва и стремительностью тигра, и тогда она будет счастлива.
Я кота прибью когда-нибудь. Приходит грызть монитор, когда я печатаю и топает, как слон по клавишам!
Мы с мамой спорили про Ибрагима. Мама считает, что он отлично ведет свою линию, а меня то ли внешность раздражает, то ли сам он совсем, как герой противноват.
Вопрос к знатоку Востока.
Я летом сподобилась оказаться в Турции, где у нас был очаровательный гид Сеско, фанат истории и музейный работник, хотя что-то в нем выдавало педагога. Сеско ворчал на сериал, правда, добродушно и грустно сказал, что в жизни Хюррем была влюблена в друга султана, Ибрагим-пашу. К сожалению, его отвлекли каким-то другим вопросом и он забыл развить тему. Но я как-то озадачилась, так как про Хюрррнем уже лет 20 знаю, вот про такую линию ничего не читала ( или забыла).
Вот мне интересно, откуда наш гид это взял, может это просто его историческая фантазия ( по своим старшим родственникам и по коллегам в школе заметила, что у историков и литераторов бывают такие фантазии, даже если человек хорошо знает свой материал. Ну, нравится ему какая-то идея и все факты трактует в одну строку)
Спасибо за "Махпейкер"
Попробуем поискать. Наверное, на русском нет? Вечером дам задание брату - надо будет маму порадовать.
:))
Хюррем мне тоже как-то не показалась. Хабалка какая-то потасканная. Махидевран - вот красавица:).
А насчет Ибрагима тут такая штука. Я про османскую Порту знаю немного, правда. Но я читала, что в одном из изводов истории Роксоланы говорится, что ее купил на рынке и подарил султану Ибрагим-Паша. У Загребельного в романе, кстати, именно эта версия озвучена.
С другой стороны, все единодушно сходятся на том, что Ибрахима погубила именно Хюррем. Так что любовь... Ну не знаю:)).
Махпейкер я смотрела на русском, кстати, причем в хорошей озвучке!
ох да..мыши плакали кололись но продолжали есть кактус...я догребла пока ток до середины третьего сезона.временами очень хочется вообще на всю эту шоблу сбросить что-то тяжелое и взрывоопасное :)
гадюшник, тем не менее, фееричен :) и изрядно доставляет , временами.
очень мне нравится акриса, исполняющая роль валиде. такая благородная не молодость, даже старостью ее назвать не могу, слишком она царственная особа.
султан шикарен, в такого смело можно влюбляться, а вот визирь меня нервирует. причем без рационального объяснения. просто бесит и все.
О да, мамо султана шикарна:).
А визирь - ну это же христопродавческое мелкое амбициозное говно. Вероотступник, который беспрерывно самоутверждается. оттого и бесит:)).