?

Log in

No account? Create an account
рев

Бородино

Мы поехали туда девятого сентября, в разгар торжеств - двухсотлетие битвы, как-никак. Торжеств я как раз боялась - а ну как все перекроют и никуда не проедешь, а нам нужно - с нами медва ехала. Как бы мы решили, что пора медведевской все показать и рассказать, я на Бородино первый раз ездила в еще более раннем возрасте.
Но нам повезло: мы всюду попали, а самое главное, в тот день как раз привезли Смоленскую икону Божией матери (да, ту самую, перед которой молились войска двести лет тому назад), и мы пришли в Спасо-Бородинский монастырь и ей поклонились. Заодно рассказали медве об Александре Алексеевиче Тучкове и супруге его, Маргарите Михайловне, ставшей игуменьей Марией. Так ведь она его и не нашла на поле среди мертвых тел, и про крестик нательный - красивая легенда, я знаю, что не нашла она даже крестика, ничего не нашла, но все равно слезы наворачиваются...

Бородино - место, где я чувствую, что за видимым миром есть что-то еще. У всего какое-то замедленное дыхание, тишина, птицы не кричат, солнце - неяркое, выжидающее - молча смотрит сверху. Трава мерно колышется, горизонт заплывает дымкой, на вершинах памятников сидят бронзовые орлы - тоже смотрят. Строго, смиряюще смотрят - ждут. Я считаю, что ждут, когда подойдут и прочитают надписи на гранитной стеле, установленной на том месте, где сражался - и лег - такой-то полк. Все фамилии, а потом - "нижних чинов 134, имена их Ты, Господи, веси".
Супруг говорит, что подо Ржевом тоже тихо. И птицы не поют. И вообще в воздухе что-то странное, и в слух словно бы что-то желает прорваться, и ощущение такое, что на какой-то иной частоте идут переговоры, а до тебя почти доносятся треск той - другой, не нашей - рации и уже замолчавшие голоса.
На Бородино по травке тоже идешь - и все понятно. Даже не надо читать в книжках, что Колочь текла кровью. Тишина, глаз солнца в небе, орлы с раскинутыми крыльями, на памятниках отметины от пуль и снарядов Великой Отечественной. 
Я поэтому стараюсь обойти все памятники - в особенности самые дальние, которые у перелесков, в стороне от дорог. В прошлый раз не дошла до памятников кавалергардам и кирасирам за Колочью и дальним полем у батереи Раевского. 
Во-оон там они, у темной гривки леса:
12090036
В этот раз дошла.

И что же мы там увидели?
А мы увидели, как готовились к торжествам. И как подготовились. И что после той подготовки осталось. Памятник кирасирам - Астраханскому кирасирскому полку, на котором с обратной стороны идет надпись:

В день сражения 26го августа 1812 г.
в полку состояло: генералов, штаб-офицеров, обер-офицеров,
унтер-офицеров, музыкантов и рядовых 563 человека.
Выбыло в сражении из строя: 468 человек.
Всего осталось после сражения 85 человек.

выглядел вот так:
12090037

Прекрасно, правда? Ста лет ребятам, видно, не хватило, чтобы подготовиться к двухсотлетию Бородинской битвы. Да и трех месяцев лета тоже, видно, не хватило. Хватило только свинства и наглости все разворотить, да так и бросить.
Стояли стелы в траве, их сто лет никто не трогал, так зачем?!.. Зачем было тянуть свои подлые грязные ручонки к памятникам на поле боя?!
А вот так выглядел после "предпраздничной подготовки" Утицкий курган:
12090030
А вот так наши чинуши "облагородили" могилу генерала Неверовского:


12090032


А это они сумели устроить вокруг памятника 27-й пехотной дивизии генерала Неверовского:


12090035


А вы бы видели, что они сделали с Шевардинским редутом. Они переложили ведущую на вершину холма лестницу дешевейшей серенькой мерзостной собянинской (точнее, евойной супружницы) плиткой, а склоны холма ради этого мероприятия разворотили техникой. А вдоль лестницы заложили глиняные колеи и шрамы от колес кусками дерна. Частично заложили. Поэтому Шевардинский холм стоит теперь располосованный и ободранный от зелени - и со стыдливыми подсыхающими заплатками вдоль ступенек.
Я не сумела это сфотографировать - тряслись руки.
И так - везде. Повсеместно. По всему Полю. Доски, грязные забытые перчатки, развороченные постаменты, деревянные леса на стелах. Груды щебня и битого кирпича.

Люди, кто там был после девятого, скажите: неужели они так все это и бросили? А чо, двухсотлетие кончилось, можно и бросить...
Люди, я одна предполагаю, что средств на все это дело было выделено столько, что хватило бы все дорожки, лесенки и даже автостоянки выложить не простой, а клинкерной плиткой? Просто средства эти были "освоены" так, что...
И последний вопрос: и что же, за это никто не ответит?

Да, в тот день на Бородино дул сильный ветер. Я такого еще не припомню - говорю же, тишина, тишина обычно стоит. Шквальный, злой ветер. Думаю, разъяренное Поле пыталось сдуть с себя эту скверну.

Comments

Как же не стыдно так издеваться над памятниками родной страны...
Ничего святого не осталось. Ни-че-го. Если уж на Вечном огне некоторые шашлыки жарят...
Шашлыки на Вечном огне?!
Молодцы, чо:(.
Кстати, я увидела вот прямо своими глазами, откуда берутся такие мутанты. Мы шли к памятнику на батарее Раевского, народу много, с детьми, все тоже ходят туда-сюда. И вот по дорожке к колонне тоже поднимаются две каких-то бабы - и ржут. В голос. Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! В голос ржут. Весело им. Кругом могилы и памятники, а они ржут. И тут вижу - мальчишечка с ними. Все, кстати, прилично одетые. И мальчишечка этот орет в голос. И бегает по флешам, скачет, орет пронзительно - а у мемориальных табличек цветы лежат, в двух шагах могила Багратиона, там тоже цветы лежат. Мы уходили к опушке, к памятникам кавалергардам, так его от самой Колочи было слышно. Стоит на флеши и орет в мобильник - я на Бородино гуляю!!! Вот от таких родителей они и берутся. Вот такие вот дети. Тьфу.
Про шашлыки реальный случай - это пару лет назад такая "акция" была, высокохудожественная. Я когда про нее услышала... в общем, то, что сейчас кресты спиливают и прочее - уже не удивляет совсем. С тормозов сорвались и чем дальше, тем страшнее.


Извините, что снова про ПР - но наболело же ж. Вот сейчас в мусульманских странах волнения из-за антиисламского фильма, да? Я чего-то ни одного нашего защитника девиц из ПР не слышу, тех, кто яростно осуждал православных за их возмущение. Мол, чего это мусульмане возмущаются - фильм тоже художественная акция, айяйяй, чего это они возбухают?
У меня сложилось впечатление, что наша свободолюбивая рукопожатная общественность может опознать собственную реплику или поступок как оскорбительные только в том случае, если за них прилетает плюха. Хорошая такая пощечина. Тогда они начинают визжать, спорить, обижаться из серии "мы ничего такого не имели в виду! вы фанатики!" - но хотя бы вразумляются насчет того, что да, ребята, на это обижаются. А так- ничего святого, одно современное искусство, понятия нравственных границ действительно нет. Как дети блин во младенчестве, приходится объяснять что такое хорошо, что такое плохо просто с нуля.
В случае с мусульманами свободолюбивые граждане абсолютно точно знают, что оскорбление есть оскорбление, ибо плюха будет сто процентов, и притом весьма увесистая. Поэтому трусливо молчат, даже не пытаясь по-детски пробовать границы на прорыв.

Edited at 2012-09-18 02:54 pm (UTC)