?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

Читаю "Латинскую хронику королей Кастилии"

и натыкаюсь на абзац:

"Поэтому наш господин, король Кастилии послал архиепископа Толедо, господина Мартина, вечная ему память, человека рассудительного, кроткого и великодушного, сильно любимого всеми, так что он считался заступником всякого. Итак, архиепископ взял с собой знатных и храбрых людей и множество рыцарей и пехоты, с которыми он опустошил добрую часть земли мавров по эту сторону моря, лишая ее множества богатств и бесчисленного количества коров, овец и вьючных животных".

А что? Кто сказал что этот архиепископ не был кротким, аки агнец?:) Он же ж только коров и овец угнал. А мог бы и население ножичком полоснуть:)

Впрочем, противоположная сторона тоже не отличалась щепетильностью. Вот как восхваляли хаджиба аль-Мансура (Альманзора европейских хроник) за то, что он дотла сжег Сантьяго-де-Компостела и разорил собор над могилой Апостола Иакова:

"И убедились приверженцы неверия [в своей неправоте], когда далеко разнеслось на восток и на запад известие, что язычество - ложь. Ты подошел к (...), сверкая мечами, как луна, движущаяся в бликах падающих звезд. И поприще веры и ислама неразрывно связано с тобой, как вращающийся небосвод со своей осью...
Он - столп их язычества, высокий своими предводителями, а румы, абиссинцы и франки - веревки, крепящие его к земле. Отправляются в паломничество к нему бесконечные толпы неверных; и обширное пространство потемнело от множества их бледных, изможденных лиц...
И ты предал его огню, для которого все неверные - все до единой души - стали топливом. О, что за прекрасная картина для людей правильного пути, о, что за услада для сердец мусульман в отвратительном виде его пожарища...
И меч правильного пути ты обнажил только для того, чтобы заставить течь кровь язычества по его лезвию. Так пусть же гордится тобой, о (...), день величия, минувшим славным дням ты не оставил ничего другого, как гордиться им".

Действительно, прекрасная, прекрасная картина. И услада сердец, безусловно.

Это я все к тому, наверное, какая она была, настоящая история:). Депрессивной и мрачной или нет. Из этих строк видно, что, безусловно, она не была депрессивной и мрачной. Ее творили кроткие, благонамеренные люди, ревнующие исключительно об усладе сердец единоверцев:).

PS Максим, если не трудно, Вы не могли бы дать ссылку на полный текст славословия в адрес аль-Мансура?

Comments

Какая прелесть, какие кроткие, богобоязненные гуманисты.
Ага, оба:)
впрочем, я здесь за христиан - все-таки Реконкиста была делом отвоевания изначально христианских территорий. Отечественная война своего рода.

Edited at 2010-12-06 07:32 pm (UTC)
она всё равно не мрачная и депрессивная))) она история)))
хочешь, я буду цитировать мрачного и депрессивного Эксквемелина, например?))) просто есть параллельные линии. Жестокость порождает жестокость, но на фоне этого множество нитей, как ни странно счастливых событий, романов, браков, семейств, побед, хитростей, просто всяческой приколистики ))
Могу еще мрачного и ужасного Ибн Фадлана поцитировать, для пущей депрессивности)))
А я аль-Балазури и аль-Хакама:)
Да нет, я понимаю, о чем ты. Я из этих же хроник собираюсь потырить для следующих частей в том числе счастливые и комические сюжеты. Про женитьбы там много занимательного написано:)
Еще кстати к вопросу о депрессивности. Сейчас терзаю библиотеку на предмет крестьянских восстаний в Германии в 1525-м, там тоже обе стороны были чрезвычайно богобоязненные, к вящей славе Божией предавали огню и мечу все что могли, но ладно бы только это. Идут, значит, по Германии две банды, одна режет-грабит, другая режет-грабит, а называются "Простой Светлый отряд" и "Лучезарно-Светлый отряд".
Хи:)
А договориться, небось, не могут на предмет толкования догмата о Святой Троице?:)
а вообще, Троецарствие чем-то напоминает. Там тоже все такие священномудрые, аж жуть берет:) И все о благе Поднебесной радеют, поди ж ты:)
А можно спросить, ГДЕ вы ее читаете? Особенно, если где-то в сети... И вообще где-бы нарыть источников по испанскому 11 веку да побольше, побольше...:))
Легко!:)
Вотт-т она:
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Chronica_latina_castile/frametext2.htm
Это 12 век, правда, но про одиннадцатый в первой части.
Полный не могу. Я привел перевод отрывков, а в оригинале книги они перемежаются просто пересказом остальных бейтов.
Куделин А.Б. Классическая арабо-испанская поэзия (конец X - середина XII в.). М., 1973. С. 58-59.
Спасибо:)
приобрету-ка я еще и Куделина...
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Alfonso_Imp/frametext.htm

Я потом ее сверял с латинским оригиналом, но полностью так и не довел работу до конца.
ух ты, спасибо!
Оно чудно. Я после этого тихо удивляюсь с читателей хорошего фэнтези (того же Джорджа Мартина), упрекающих писателя за жестокость. Они бы хроники почитали...
Там дальше пойдут волшебные главы про поражение Альфонсо VIII при Аларкосе и дальнейшие его злоключения. Что делают короли Наварры и Леона, узнав о поражении Кастилии от мавров? Правильно, они вступают в союз с маврами и начинают совместные рейды на Кастилию. С беднягой Альфонсо остается только Педро Второй Арагонский - хронист скромно пишет, что поскольку "король был беден и весь в долгах", Альфонсо Кастильский преподнес ему большие дары:). И в 12 веке имели место откаты, однако:) На пару они худо-бедно отбиваются от мавров, леонцев и наваррцев. Потом объявляется крестовый поход, все объединяются против мавров, бьют их при Лас-Навас-де-Толоса. Потом Педро Второй Арагонский по прозвищу Католический (за победу при Лас-Навас) отправляется в Прованс защищать земли своего вассала графа Тулузского (предателя из предателей) и погибает в битве с войсками Симона де Монфора при Мюре. Хронист злорадно пишет, что арагонца постигла жалкая участь от рук праведного дона Симона, лучше бы Педро Второй погиб при Лас-Навас в бою с маврами.
Вот так как-то в общих чертах оно все было.
А потом читатели мне пеняют: а че это у нее все люди предатели? А что, не предатели?
Ууу, смотрела сегодня серию "Рыцари" BBC-шного филма, (автором Терри Джонс, кстати), там тоже фраза была, емнип, про рыцаря Хоквуда)
"Как только они (жители города) разоружились, кардинал Роберто вызвал Хоквуда из Флоренции, где он координировал изначилование местных женщин. Кардинал потребовал от него "Правосудия", что означало - крови, крови, крови". Сожгли и вырезали весь город.
Так что даааа.....
Да, у Ле Гоффа, опять же, приводилась жалоба епископа на коммуну горожан: "и они убивали добрых граждан безо всякого повода":). Действительно, хоть бы повод, что ли, нашли:)