?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

"Царь" Лунгина

Я ни минуты не сомневалась, что Лунгин сдюжит. Во Франции, говорите, долго жил? Ну так и что? Самое мощное высказывание на тему российской истории в жанре театральной постановки поступило в свое время от британца Деклана Донеллана - "Борис Годунов". Видимо, такова природа зеркала - со стороны-то удобнее отражать оскаленное личико нашего прошлого и настоящего.
Люди пеняют: мол, переврали, за Жигмонта и Полоцк не то сказали. Люди, хочется вскрикнуть, о чем вы? Причем тут полоцк-шмолоцк, поляки-маляки? посмотрите на сцену облачения царя в начале фильма - какие тут исторические детали, при чем тут они? Молния потусторонняя над российским престолом, кромешный мрак и скрежет зубовный на троне, не меняющийся, не отступающий, ризы самодержавия и шапка Мономаха, растерянно молчащий (или истово молящийся за царя-ирода) народ - вот вам исторический сюжет, он у нас вечный.
Сгустил краски? Да полноте. Достаточно посмотреть кругом и увидеть толпы православного люда, вопиющего за канонизацию Иосифа Виссарионовича, - такого же командора-грозного царя, любимого паствой.
Ну, если окрестности не убедят, можно обратиться к исторической литературе. Рекомендую: Е. Анисимов. "Дыба и кнут: политический сыск и русское общество в XVIII веке". Просвещенная немка Екатерина смягчила наказание за преступления против Величества: при ей за бросание на пол монеты с профилем Самодержца, за выкрики "Я сама себе царица!" и вообще за упоминание Царской персоны всуе стали всего лишь бить кнутом и ссылать в Сибирь. Иван Грозный был, конечно, параноиком, но кого не сдвинет Шапка? Именно Самодержец всегда был на Руси истинным, живым богом, о чем непреложно свидетельствует российское законодательство. Сказал солдатик о Царице: она ж баба - ей же хоцца, ну его и батогами, да в крепость. Нет ничего человеческого на троне, только Шапка - ну и молния, конечно. У самодержца могут быть, конечно, человеческие желания, но с ними тоже надо поосмотрительнее: вон, фрейлина Мария Гамильтон завела роман, в фаворе у Государя будучи, так государь наш Петр Алексеевич милость проявили: когда даму на эшафот за измену Государю повели, обещал, что не коснется ее рука палача. Кто сказал, что это не великая милость? "И действительно, палач снес преступницу голову по тайному сигналу царя внезапно, не притрагиваясь к ней и не обнажая ее, в тот самый момент, когда она, стоя на коленях, просила государя о пощаде". А голову изменившей фаворитки Государь велели в Кунсткамеру положить - чтоб потомки смотрели, назидались. Такова наша куртуазия периода европеизации, а что?
Так что нечего на зеркало пенять, коли личико клыкасто: Лунгин не первый от него скакнул в ужасе, исторические наши архивы, будучи разверсты, смердят серою. Иван Грозный, окаянный Петруша, два бисовых птицевода, ленин-сталин, подряд, Пирамида-с-немертвым-телом против расколупанного изнутри собора с декоративными пестрыми башенками. Ну и Бутовский полигон для царского веселия. Правда, век с небольшим назад добавилась еще и мерзостная кликушеская прослойка, узурпировавшая имя мысли, - в тонком мире добавилось верещания.

В фильме есть один, правда, лобовой ход: девочка с иконой. Такая вот пробирающаяся околицей Навна (прошу прощения за окаянную цитату, но ведь красивое имя для символизируемого девочкой?), дурочка-блаженная, волочащая за собой Покров невидимой Богородицы. Покров должен укрыть народ. "Где ж мой народ?" Народ либо в восторге от медвежьей травли и показательных процессов, либо в бегах. А что, нет?

И напоследок, цитата. Михаил Шишкин, "Взятие Измаила" - тоже история, такая проговоренная бубнящим шепотком Россия, Измаила там нет, не надейтесь, Измаил в названии - для пущего абсурду, потому что и без того кругом не отступающий перед цивилизацией мрак и круги своя.

"Но ожесточил только царь египетский сердце свое и не дал народу волюшку
вольную, и продолжились мучения, и проводили реформы, и топили баржами.
И сказал Господь Мотте:
-- Простри руку свою к небу, и будет тьма над тайгой, осязаемая тьма.
Мотте простер руку свою к небу, и была густая тьма по долинам и по
взгорьям три дня, и не видели друг друга, и никто не вставал со своего
места, сидмя сидели впотьмах без лампочки.
И призвал царь египетский Мотте к себе во дворец и сказал:
-- Дай свет! Все прощу!
И провел Мотте электричество.
И ожесточил царь египетский сердце свое и стал мучить народ еще пуще, и
отрекались от родителей, и рвали книги на самокрутки.
И сказал тогда Господь Мотте:
-- Еще одну казнь Я наведу на царя египетского и на всю его державу
березового ситца, такую последнюю и решительную, что после этого он оставит
народ в покое. Слушай: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий
первенец от царевича до первенца рабыни, которая при жерновах, и все
первородное из скота, и будет вопль и плач великий от стольного града до
самых до окраин, какого не бывало и никогда не будет более.
И прошел в полночь Господь по Египту.
И встал ночью царь египетский, и все рабы его, и весь Египет, и
сделался великий вопль и плач от столиц до Путивля, ибо не было дома, где не
было бы мертвеца.
И призвал тогда царь египетский Мотте к себе и сказал:
-- Все равно не отпущу.
И ожесточил царь египетский сердце свое пуще прежнего и стал мучить
народ дальше без конца.
И тогда возроптал Мотте на Господа:
-- Но как же так?
И Господь, -- допечатывала второпях ремингтонистка, -- развел руками."

Поняла, что моя испанистика и прочие мистики далекого века - это все тот же дайвинг. я пойду подальше и нырну куда-нибудь, потому как смотреть на родные дела нет у меня мочи. Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от родной истории.
Привет издалека, аминь.

Comments

чтой то вы про родную историю)) зарубежная история означенного периода тоже пестрит клыкастыми физиономии, а некоторые и похлеще =) у нас правда как-то затянулось...
Ну, люди они во всех частях света одинаковы, это факт:)
Но все же кнутом - да за монетку на пол, да еще в середине восемнадцатого века - как-то уж больно эндемично.
По-моему, фрейлину за измену казнить как-то круто. Ну отравить там втихаря.

Вот жену, вспомнив Генриха Восьмого - это да. Но там все честь по чести. статья уголовная тех времен. Если учесть, что королева могла и наследника с амантом сделать - не было еще как-то противозачаточных - то и в самом деле измена отечеству, по логике тех времен.

Но чтоб официально за измену в адюльтере - это, по-моему, уже произвол и беззаконие.
Посмотрела. Ее казнили за детоубийство.
Ага, после года в крепости, где ее допрашивали с пристрастием, она призналась в том, что была троцкистской шпионкой, тьфу, детишек выкидывала:(
официально там тоже все было "честь по чести": ей пришили детоубийство (она от младенцев вроде бы как избавлялась
... Словно сам Господь развел руками,
Говоря: "А что я мог поделать?"... (С)
Увы, не опознаю, откуда цитата:(
Это откуда-то из Крапивина, к стыду своему не помню, откуда именно. Там поют песню про Углич и царевича Дмитрия:
- А игра была - не на свирели,
У крыльца толпой бояре встали.
"Покажи, царевич, ожерелье"
И по горлу с маху - острой сталью

Дальше не помню.

- Тонкий крест стоит над облаками,
Высоко стоит над небом белым,
Словно сам Господь развел руками,
Говоря "А что я мог поделать?"

Показалось, что в тему. Заходить буду, ладно? Мне нравится, как пишете:)
да не вопрос, наведывайтесь, конечно:)
и да, спасибо за цитаты, они сильные очень.