?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

Тарас Бульба

Сходили вчерась с кумой, понравилось.
вообще, я благодарна кинематографу:) за то, что произведение освежилось в памяти - потому как заезжено школьной программой и все такое. А ведь материал благодатный: тут тебе и героика, и конфликт долга и страсти, и этическое измерение героизма и войны за отечество, и все такое прочее.
Правда, я так и думала, что Бортко веников не вяжет ("Мастер и Маргарита" не в счет, роман проклятый и никому не дается). Пока смотрела, поняла, что техзадание было очень сложным: текст пафосный, с лирическими отступлениями, которые фиг пропустишь, потому как в них объясняется, зачем и к чему все написано: и что век страшный и жестокий, и что удаль молодецкая - она, как курочка Чуковского, - вот такая. И никакой другой курочки, то есть удали молодецкой, в шестнадцатом веке не бывало. получилось, на мой взгляд, соразмерно оригиналу и хорошо: пафосные монологи о любви к отечеству уравновешиваются жесткачом батальных сцен и точностью этнографических зарисовок.
Просмотрев фильму, подивилась поднятому вокруг дикому вою. Оно понятно, что антиукраинским его не могли не объявить, но я так и не поняла, почему объявили и что там такого антиукраинского. Что вообще может быть антиукраинского в фильме про героический век украинского казачества? Это же гимн рыцарству и доблести, если хотите, запорожцев, - Гоголь же ими прямо любуется: вот были ж люди в это время, богатыри, не мы. Ну да, все говорят о "русской православной земле", - но позвольте, тогда все было русской землей: Малой Русью, Белой Русью и Великой Русью. Так что это "русская" включает в себя "украинская" - и что плохого в том, что это напоминает, что мы братья?
Кстати, я не вижу в фильме ничего особо антикатолического: ну да, у нас были конфликты с поляками, в том числе и на конфессиональной почве (они до сих пор у нас есть, а что?), так что же теперь, не снимать про эту эпоху фильмы? Ну было дело, да, но что ж в этом обидного? из истории слова не выкинешь. Мы же снимаем фильмы про Великую отечественную, и немцы ничего, не обижаются - потому как было дело, да, и ничего тут лишнего не напишешь.
Нет, понятно, что некоторым людям (я тут прочитала рецензию в "Афише", и подивилась политизированности восприятия), видно, саднит в уши слышать словосочетание "русская православная земля" - от одного звучания этих слов у них начинается приступ неудержимого лая. Ну что ж, таковых не зря прозывают за это суками.
Кстати: вот Андрея мне ни чуточки теперь не жалко. В школе было жалко, а теперь совсем не жалко. Трижды изменник: предал отца и память матери, отечество и веру, - и за что? За бабу! За блядушку-пшечку - фуууу....
Так что вот так вот как-то у меня получилось:)

Comments

Вот спасибо, а то я уже начала думать, что у меня что-то не так с головой, чувствами и прочим - все кругом ругают и плюются, а мне понравилось.
И насчет Андрея - согласна, в детстве жаль парня было, а сейчас все на место встало.
И Гоголя из пыльного шкафа вытащила, пыль сдула, освежила - добре!
А у меня как раз вокруг все визжали от восторга. В группе студентка, потомственная казачка, сказала, что они с сестрой все два часа рыдали во время просмотра - ни фига себе, говорит, память предков о себе заявила:)
О! Сходить, что ли? Правда, меня останавливали не рецензии, а то, что уж больно кончается там все плохо... За "приступ неконтролируемого лая" отдельное спасибо!
Да не за что:) Просто никак иначе невозможно объяснить глобальное несоотсветствие стимула и реакции:)
Согласна с Вами :) Мне тоже фильм очень понравился. А политический подтекст, на мой взгляд, можно хоть где отыскать - ну так и пусть ищут...
Ну да, по нынешним временам если слово "Украина" просто подразумевается, даже не произносится, - это почему-то сразу уже подтекст:)
А меня вот этот анонс впечатлил: http://volha.livejournal.com/333811.html Что-то расхотелось идти и смотреть на эти ужасы...

По поводу политической направленности - меня не цепляет и не обижает. При том, что "чертовы ляхи" - это в том числе и мы: ведь воевали козаки не просто с Польшей, а с Речью Посполитой. И даже при том, что национально-идеологическая подоплека действительно очень пророссийская. И даже при том, что сами козаки грабили, жгли и зверствовали не меньше, а больше противников...
Но мне кажется, что от художественного произведения вообще глупо ожидать полной исторической объективности. Вот у Сенкевича в "Огнем и мечем" картинка с точностью до наоборот :-) И его великопольский патриотизм тоже не вызывает возмущения. :-)
Мне все-таки кажется, что кляты ляхи:) и белорусы - это не одно и то же. Я понимаю, что там была сложная ситуация с нарезкой территорий, и я вообще не рублю в том, кто когда и под кем был:), но просто у меня интуитивное чувство, что те, кто говорит по-польски, - они как бы поляки, а те, кто по-белорусски, - те белорусы, а в фильме "кляты ляхи" говорят по-польски, а не по-белорусски, значит, они таки поляки, а не белорусы:) А с поляками у нас давняя и, справедливости ради нужно сказать, взаимная любовь:)
что казаки были нереальными красавцами, то понятно:)
а что до Вольхиного рассказа, то я как бы не очень понимаю градус испуга. Мы вот с кумой во время просмотра спокойненько потребили ведро попкорна, запили пепси и даже не поморщились:) Какая-то субтильная и нервная писательница, видать, попалась:)
А может, просто читать нужно больше исторической литературы, она развивает иммунитет: я тут как раз вчера дошла до места, где рассказывалось про кладовую трупов одного аббасидского халифа:)
Для меня на тот период Речь Посполитая - это единое понятие, до самого ее раздела Россией, Пруссией и Австрией. Это в кино все "ляхи" говорят по-польски, а в реале могли говорить и по-белорусски, потому что литовские князья тоже участвовали в этой войне и, конечно, на стороне короны. Да это, собственно, и не война была, а запорожские восстания и набеги. Понятно, что не от хорошей жизни поднимались - свобод не хватало, налоги душили... Но в общем-то, это была такая гражданская война по национально-религиозному признаку. Украинские земли к этому моменту уже давно входили в состав Польши, так что козаки, по сути, противозаконно грабили и убивали на польских землях - ну как вот если бы чеченцы бандами гуляли по российскому Кавказу... Как это говорится у Сенкевича - "сыны Речи Посполитой терзали ее же тело огнем и мечом". Зачастую призывая на помощь еще и татар, уводивших в полон уже всех подряд... Жестокость была неимоверная с обеих сторон, но козаки всех превзошли - это я в разных источниках читала... Вот отрывок из одного (еврейского летописца): «С одних казаки сдирали кожу заживо, а тело кидали собакам; другим наносили тяжелые раны, но не добивали, а бросали их на улицу, чтобы медленно умирали; многих же закапывали живьем. Грудных младенцев резали на руках матерей, а многих рубили на куски, как рыбу. Беременным женщинам распарывали животы, вынимали плод и хлестали им по лицу матери, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и обрубали несчастным руки, чтобы они не могли вытащить кошку. Иных детей прокалывали пикой, жарили на огне и подносили матерям, чтобы они отведали их мяса. Иногда сваливали кучи еврейских детей и делали из них переправы через речки» . Тогда же появилось такое выражение, как "казацкие свечи": людей распинали на столбах, прибивали руки поднятыми над головой, оборачивали их соломой и поджигали... Короче, мрак. "Ужасный век, ужасные сердца!" (с)
Да, и если вдуматься - какого рожна козацкие войска осаждают польский город, где в этом "борьба за свободу"? Так что патриотический пафос у Гоголя не вызывает у меня отклика. Что не мешает мне ценить книгу за язык, и цитировать расхожие фразы оттуда :-) Ну и, опять же, нельзя всерьез рассматривать ее как анти-польскую, или, тем более, анти-украинскую...

Вообще, я читаю истрическую литературу. Может, недостаточно? - но иммунитет у меня как-то не развивается, мне и от описания жестокостей хреново, а на экране я их с трудом выношу - всю эту кровищу и куски мяса в большом количестве. Как говорят поляки - "что занАдто, то не здрОво". Я считаю неоправданным детальный показ смертей и казней - коньюктурный, в общем, ход, легкий способ добиться эффекта... но есть в этом недостаток хорошего вкуса. Настоящий художник не выписывает вываленные внутренности - он находит более тонкие приемы, чтобы натянуть зрителю нервы. Да вот как хотя бы в "Храбром сердце".
Спасибо, я действительно многого не знала о том периоде.
Но, кстати, в кино пафос скорее не патриотический, а какой-то общечеловеческий. То, что запорожцы были теми еще кросавчегами, я знала, да и в кино это видно. А рассказанная история - она ведь изначально история мести. У Тараса ляхи убили жену и соратников, разорили хутор - и он мстит. в общем-то, он как раз за это разоряет польские города. Сначало это поминки по жене и хате, а потом по Остапу. понятно, что ответ малешко несимметричный:) То есть с государственной точки зрения поляков можно понять, но тогда возникает вопрос: на фига же они порубали хутор граждан своего же государства? Так что там не борьба за свободу, там нормальное око за око, и все красавцы - и поляки, и казаки. Кроме того, там очень хорошо показано, что поляки не считают казаков за полноценных сынов Речи Посполитой -они для них всего лишь быдло. Так что можно и подумать - за что боролись, на то и немножко напоролись. Вы на них плевали - теперь они на вас плюнули.
А у Гоголя, по-моему, не патриотический пафос, а такая вот гламуризация воинского духа и силы, а с другой стороны - пафос отстаивания человеческого достоинства. Он ведь не зря напирает на то, что казаки - они ведь тоже не чужды понятиям "лыцарства", а вот кляты ляхи их за скотину держат.
Ну, в общем, гражданские, религиозные и национальные войны - это всегда жесть, и в них, как правило, нет абсолютно правых и неправых... Казаки жгли польские местечки, поляки, в отместку - казацкие деревни...

У поляков есть по тому же историческому периоду фильм "Огнем и мечем", очень хороший, имхо: костюмы, боевка, подбор актеров, саундтрэк - все на 5 баллов. Если вы не видели - советую посмотреть. Да, и пафос там тоже имеется, только польско-католичский :-)

А вообще интересное было время на Украине - водоворот национальных менталитетов и религий (нужно еще и татар учитывать). Я как-то увлеклась, и прочитала все, что нашла на эту тему. Я-то, в душЕ, за Речь :-) Но то, что православные украинцы по своей воле устремились под Россию - это несомненно. Может, сегодня, когда они тянутся к Западу, им неприятно об этом вспоминать? - вот и обижаются на фильм ;-)
"Огнем и мечом" я видела, но как-то давно, в душу не запало. Надо бы пересмотреть. Хотя я, как раз, Речь терпеть ненавижу и не очень понимаю, за что ее можно любить:) Но это у нас семейное - причем как раз по украинской линии:)
Можно одноименную книжку Сенкевича почитать - она неплохая, только очень пропольская :-)

И раз уж речь зашла о поляках и книгах, офф: а вы уже прочитали последнюю книгу трилогии Сапковского? Что-то мне она понравилась гораздо меньше предыдущих... и ужасно хочется "об этом поговорить" :-)
ой нет, не читала! Срочно поскакала в Болеро.ру:)
сурово ты про польскую дивчинку :)
Хочу сделать ремарку насчёт "удоли молодецкой".
На Руси так называлась деревянная дощечка, отполированная, с дыркой посередине...
Сами понимаете для чего она предназначалась...а то так эпически звучит! а древние русичи посмеялись бы. Удоль молодецкую некуда девать?
Меня там поразило другое: сидят мужики, а что это мы скучаем? пахать, сеять, скушно как-то...а не пойти ли нам воевать? Короче некуда девать удоль молодецкую...дощечки отполировали, прискучило.
Ха, спасибо за ремарку:)))
А так - да, запорожцы, при всей их кагбэ "лыцарственности" были, конечно, теми еще бандитами:)