?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

Культур-мультур

вот тут многие сестры повадились писать про то, как мужики их утесняют: то в лифте не то скажут, то дверь откроют-наоборот-не-откроют, то не так посмотрят, то вообще - короче, мужики, что с них взять.
А я тут читаю такую книжку, называется "Ожерелье голубки". Написано в одиннадцатом веке, андалусским автором ибн Хазмом. Не что-нибудь, а классический философский арабский трактат о любви. Точнее говоря, любви удри, которую многие арабисты прочат в предшественники и образцы для подражания провансальским трубадурам и прочим певцам куртуазности. Современные люди назвали бы ее "одухотворенной" (тоже слово, однако). Ну, типа не просто потрахаться, а еще и попереживать, и подумать, и все такое. Ну и стихи пописать, опять же.
Читаю, и вроде бы все на месте (ну, исключая тот маленький нюанс, что объектом любви бывает что мужчина, что женщина,без разницы, но тут ничего не поделаешь, неоплатонические корни арабской философии никуда не денешь): и страдания возлюбленного, и совершеннейшая его покорность возлюбленной, и мучения неудовлетворенной страсти, и любовь по описанию и издалека, и перипетии с любовными посланиями и доносчиками, и боязнь разглашения, и письма к возлюбленной, написанные кровью, и жестокость возлюбленной, и вообще всяко женщина на пьедестал возводится и прославляется. Читаю-читаю. И время от времени мне в лоб присылает - бум! арабская специфика.
Вот такая, к примеру:
"Мы знаем, что любимая не ровня любящему и не подобна ему, чтобы отплачивать за ее обиды; не относится ее брань и грубость к тому, за что хулят человека, и не остается память о них на долгие годы. Это ведь происходит не в приемных залах халифов и покоях предводителей, где терпеливость навлекла бы презренье, а кротость привела бы к унижению. Ты видишь, что человек увлекается своей рабыней, неволя которой в его власти, и никакое препятствие не мешает ему ее обидеть, - какая же может быть от нее защита?"
Предшественники трубадуров, говорите, да?:) Это тех трубадуров, которые называли женщину Senyor, признавая ее в социальной иерерхии своим господином?
а вот еще чудное, из главы "О пресыщении" - рассказывается о типичном таком арабском бабнике:):
"А Абу Амир, о котором шла речь, когда видел девушку, охватывало его желание и нетерпение, и одовевло его огорчение и забота, едва его не губившие, пока он ею не овладеет, хотя бы и прегражданли к этому путь шипы трагаканта" -
а я все читаю, читаю, да, думаю, такое читали мы и в "Трагедии Калдезы", и во "Фламенке", читаю, однако, дальше:
"Когда же убеждался он, что левушка перешла к нему, любовь сменялась отчуждением, и прежнее расположении исчезало, и тревога и тоска по девушке переходили в отвращение и бегство от нее"...
а я читаю, читаю, да, думаю, это мы тоже видели, во "Фьяметте" Боккаччо,
и тут присылает мне по лбу окончание фразы:
"...и продавал он ее за ничтожнейшую цену. И таков был его обычай, так что сгубил он на то, о чем мы говорили, большо число десятков тысяч динаров".
Оказывается, этот шалун-растратчик баловался с рабыньками. Озорник, однако...
У ибн Хазма вообще прорва таких сюжетов: а он ее любил, и так уж любил, и так уж упрашивал хозяина девушку ему продать, а он, сцуко бессердечное, отказал ему, и мужик прям извелся от сердечной, понимашь, тоски. Бядняжка.
Нет, я, конечно, понимаю, что у арабов вообще нет сюжетов о любовном треугольнике, вернее, арабский любовный треугольник ( он ее,  а другой ее тоже, и что из этого вышло) аналогически соотносится с европейским сюжетом типа "у Фернана Гонсалеса был прекрасный конь, и конь этот приглянулся королю", но чтобы вот совсем к женщине как к скотине, да еще и в философском, сцуко, трактате о любви - нет, к этому я не была готова совсем.

Comments

Зато насколько практически полезно для мужчины так относиться к женщине!
Неа, не всегда. Там есть сюжет, в котором ибн Хазм предупреждает о типичной ситуации: ты бабу обидел, а она тебя траванула. Говорит, многие, ох многие сгинули от руки своих невольниц, причитает этот ученый араб:)

Любовный треугольник

Есть такой сюжет у арабов, только слегка с заворотом. Как Вы помните, Антара, умирая, завещал своей жене выйти замуж за сильного родственника, что та и сделала. И новый муж любил её, и всячески пытался её впечатлить, а она в лицо говорила ему, что Антара лучше, за что в конце и была задушена. Чем не треугольник? Муж, покойный муж, и жена.

Re: Любовный треугольник

Спасибо за историю, я ее не только не помнила, но и не знала - я же не настоящий сталевар, то есть арабист:) Я ж испанист:)
Но не треугольник, на мой взгляд, тем, что муж покойный:) а так, верность прежнему господину воспевает и ибн Хазм: у него есть история про девушку, которая любила своего господина, после его смерти ее продали, и она отказывала в близости новому хозяину несмотря на побои и унижения, ради верности покойному, - чем несказанно всех удивляла.

Re: Любовный треугольник

Ой, а Антара - это Антар Абс, да? Тогда знаю, о нем в свадебных песнях поют:)

Re: п⌡я▌п╠п╬п╡п╫я▀п╧ я┌я─п╣я┐пЁп╬п╩я▄п╫п╦п╨

On samyj :)

Хас Булат у-да-лоой, иэх! ;)

я, к сожалению, в литературознании не сильна, но подозреваю, что с конём Фернана Гонсалеса в итоге выходило как с женой Хас Булата. Я права? ;)

Относительно же балования с рабыньками - тоже хотелось бы пояснений. Собственно, какие права были у рабовладельца на рабов - убить или изнасиловать без каких-либо отрицательных для своей репутации последствий сюда входило или нет? (вроде да, написано же "никакое препятствие не мешает ему ее обидеть", только вот что входит в понятие "обидеть"?) Если да, не очень понятно, что же люди-то страдали и изводились огорчением и заботой, или тут для удовлетворения спортивного интереса нужно было достичь "взаимного согласия"?

Re: Хас Булат у-да-лоой, иэх! ;)

Не, коня, бабу тоисть, не всегда тогой:) вот я тут вычитала в одной из знаменитых книг историю про Хаджаджа (это типа такое зерцало добродетели и милосердия) - ну копия дела про подвески, только там жемчужное ожерелье любимой невольницы фигурирует. Так сей справедливый муж великодушно подарил коня, тьфу, бабу ее любовнику. Во как.
А рабыньку можно было и так и эдак. Без ущерба для репутации. Правда, об изнасилованиях я так вот прямо не читала (хотя что значит - изнасиловал рабыню? он ее просто приблизил к своему ложу ради наслаждения или ради потомства, кто там кого особо спрашивал), в основном сюжет про то, что либо убил, либо побил. Ну или продал. Но поскольку тут у нас философский типа трактат типа о высокой любви, трах без красивого антуражу (с согласиями, вздохами, обменом посланиями и т.д.) он не рассматривает:)
Спасибо, вы напомнили, что у меня томится так и недочитанная "1000 и 1 ночь" :)
Мне кажется, что в том-то и проблема, что в исламе это отношение к ж. так и осталось: мужчина - человек, дальше на ступенях эволюции женщина, скотина и так далее.
Не, конь - он завсегда лучше бабы, о чем вы:)
Кстати, это еще ничего книжка. А вот Кафус-намэ - это вообще нечто. В главе про любовь - только нежные чувства к маладым гулямам, вах. А так, говорит автор, если захочется удовлетворить страсть, можно всегда купить рабыню. Это не введет в расходы и не потребует больших усилий, пишет. Здорово, да?
Кабус вообще - старый циник. Он дает практические советы...

А что?

Сразу напомнило:

"Циником в такие годы становятся, потерпев крах в романтическом увлечении, растратив казенные деньги или разочаровавшись в идеалах. Джеймс Ривердейл, виконт де Треццо — а именно так звали нашего молодого человека — приник к утешительным сосцам цинизма в связи с третьим вариантом.

Еще недавно у него имелись идеалы.

Дивные и возвышенные.

И вот они рухнули, столкнувшись с действительностью.

Едва оправившись от ран, в частности, от перелома челюсти — увы, чаще всего идеалы, рушась, дают идеалисту по зубам! — он порвал с былыми соратниками, о чем уведомил их в письменной форме, ждал вызова на дуэль, не дождался, сутки выбирал между веревкой и ядом, не выбрал, купил себе два камзола, черный с серебром и цвета корицы, с золочеными крючками, и наконец спросил совета у горячо любимого дедушки:

«Как быть дальше?»

Дед, Эрнест Ривердейл, граф ле Бреттэн, который принимал живейшее участие в судьбе любимого внука и немало поспособствовал обрушению идеалов, в совете не отказал. Курорт, сказал дед, запой и любовница. Любовниц лучше две: молоденькую для куражу и зрелую для престижа. Еще лучше три, но тогда весь отдых пойдет грифону под хвост.

— Но куда мне поехать?"

А это наше, европейское. Одна разница, что не с рабынями, но сильна ли разница?
за последние годы начинаю склоняться к мыслии, что арабская модель очень даже эффективна, а то мы даем женщине полную свободу - и получаем потом целый букет наград в виде презрения, измен и меркантильного отношения к мужчине как к источнику финансирования прихотей. Причем растить детей никто не хочет, так как "фигура пострадает и макияж нельзя будет делать"...
(замерла в ожидании)
А вы реально считаете, что в арабском мире таких букетов мужчине не выкатывают?:) Блажен, кто верует.