?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

Мюнхен

Спилбергу наконец-то надоело снимать фигню. Человек вышел и показал всем, что он всех засунет куда надо не только с бокс-оффисом, но и с мощным кином про идеи. Ну вот же как бывает, на все руки человек мастер – и "Челюсти" с "Парком" забабахать, и "Список Шиндлера", и "Амистад" – а теперь вот и "Мюнхен".
Вот взял и забабахал человек триллер, да еще и на тему изральско-палестинского конфликта, терроризма, истребления израильских спортсменов на Олимпиаде 72 года – и, естественно, неотвратимо последовавшей за истреблением операцией "Меч Гедеона". При этом человек занял такую позицию, что террором на террор отвечать нехорошо и ни к чему хорошему не приводит, и что у палестинских террористов есть свое "человеческое измерение" и чуть ли не "своя правда". Что ж, Спилберг может себе позволить то, что не позволено ни быку, ни Юпитеру. Впрочем, он пользовался источниками, освещающими "Меч" с той же позиции. А до него сняли телефильм – и тоже про сокрушающегося и угрызающегося агента Моссада, поднявшего этот самый "Меч".
Кино как кино мне показалось атличным. Там есть все, что должно быть в таком кино – и саспенс, и операторская работа, и ретро-фактура (и костюма, и кадра), и ирония сюжетных перепевов (я про мощного французского Папа и его свирепых сосунков "кентавра" и "минотавра"), и даже еврейский юмор про евреев. Правда, агенты Моссада там те еще балбесы – бомбу не могут толком подложить и вообще у них все идет через одно место, но вроде как команда действительно была не очень профессиональной, а самое главное – это слишком похоже на гениального "Французского связного", чтобы резать глаз. Кроме того, сокрушающийся и сомневающийся ветеран Моссада смотрелся бы сугубым нарушением художественной правды - новичок, не пробовавший крови, в этой роли убедительнее. Еще в фильме, конечно, есть обязательный невинный ребенок, слезинку которого нельзя пролить, страстный монолог палестинца о потерянном доме, страстный монолог еврейской мамы, которая гордится своим сыном и своей родиной, беременная жена главного героя, у которой потом появляется невинный ребенок, естественно рифмующийся с палестинским (про слезу которого уже было сказано), а еще много библейских цитат. Как это ни странно, все эти слагаемые не дали в моей личной сумме ни сиропной патоки, ни излишней пафосности, ни фальши. Видимо, когда реальность умеет напрягать нервы до предела (городская многоэтажка, самолет, вагон метро, школьный спортзал), эмоциональный перехлест в кино заливается аккурат по самую кромочку. Маленькие трупики, головки круглые, черные, обугленные, лежат вповалку вдоль порушенных стен. Фотоматериал журнала "Итоги".
Спилбергу явно не хочется никого убить в ответ за Мюнхен – и за жертв каждой из последовавших за этим интифад. И за ВТЦ ему тоже не хочется никому глаза выцарапать. А мне хочется (спортзал, самолет, вагон метро) – и потому спилберговский мессидж оставил меня равнодушной. Я не прониклась мыслью о "человеческом измерении" палестинских поэтов, планировавших теракты и прочую месть за поруганную родину. Я прониклась мыслями, которые Спилберг явно не хотел вызвать. На место одного приходят шестеро? Ах, Авнер, вы совершенно правы – и их мы тоже замочим, пусть знают, что террорист – профессия, сцуко, опасная. Насилие порождает насилие? Проблема с палестинцами в том, что мирные переговоры насилие тоже не останавливают. Юный палестинец скучает по дому? Ах, господин Спилберг, а то вы не знаете, что юный палестинец может вернуться на свои земли – но не хочет, его не устраивают соседи, он хочет жить в свободном от евреев государстве. "В лагерях беженцев гибнут палестинские дети, поэтому Израиль сам виноват в гибели спортсменов", заявляет в фильме крупный палестинский деятель, а вокруг мельтешит образованная и цивилизованная европейская жена, подсказывающая ему "аргументы". Да-да, на сайте кавказ.орг "чеченский филолог" тоже заявлял, что ответственность за Беслан лежит на федеральных войсках. А вокруг этой срани мельтешили Ванесса Редгрейв и много разных образованных и цивилизованных людей, перепечатывавших заявление "чеченского филолога" в своих европейских цивилизованных газетах. Секулярная цивилизация – это когда люди ада не боятся. Короче, не надо вам было в финале так много сокрушаться, милый агент Авнер, вы еще не видели, как они радуются гибели ВТЦ. Впрочем, реальность финал Спилберга несколько подправляет: насколько мне известно, прототип главного героя, герой-танкист, крепко навалял скучающим по дому товарищам, а также им сочувствующим, в войне Судного дня.
Однако есть в "Мюнхене" общее настроение, которое, на мой взгляд, делает фильм смотрибельным и для согласных со Спилбергом, и для несогласных. Это настроение безысходности. Абсолютного тупика, из которого невозможно найти выход. "Мы живем и умираем в этой паутине", говорит один из героев. Он говорил за профессию, а фильм говорит за намертво запутавшиеся отношения Израиля и Палестины. Возможно, Спилберг считает, что путь переговоров куда-то может привести. Но фильм его считает как-то по-другому – там слишком много крови на полу, чтобы через нее говорить какие-то слова о мире.
Впрочем, для разговора нужен собеседник. У меня был случай пообщаться с палестинкой – точнее, наполовину палестинкой (ее мама – перуанка). При слове "Израиль" эта милая, образованная, цивилизованная девушка вдруг вся перекосилась и начала орать, что ее отцу нужна виза, чтобы поехать на свою землю, и что она за это гадов израильских ненавидит, а Шарона ненавидит больше всех. На мой вопрос, а фиг ли было усугублять ситуацию, раз за разом нападая на Израиль, она на мгновение замолчала – оказывается, история конфликта была ей незнакома. Она была не в курсе, что арабские страны последовательно выступали в нем как агрессор. Молчала она мгновение – а потом начала орать снова. Про то, как всех ненавидит. Незадолго до этого я читала в местной миннеаполисской газете сообщение об очередном взрыве в Израиле. Юная шахидка взорвала автобус. Американская газета приводит интервью с семьей девушки. Они гордятся дочерью. Американская газета оставляет интервью без комментария.

Comments

А Спилберг вообще очень сентиментальный и пафосный дядька, за что я его и люблю - в наше время, когда принято на все с этаким похохатывающим цинизмом смотреть, он не боится чувств.
Мне этот фильм в целом скорее не понравился. И "уравнивание на весах" террористов и их жертв выглядит несколько странно (пусть даже Спилберг и пытается разобраться в круговороте насилия), и сам фильм чем дальше на своей протяженности, тем больше уходил куда-то в прострацию..
Меня в фильме очень удивило, что набрали команду таких, мягко говоря, непрофессионалов. То есть, понятно, что так оно может и было, но очень странно. Подрывник у них - вообще пипец. Я, говорит, игрушки делаю, а так бомбы только обезвреживал.

прониклась

Здравствуйте. Почитала ваш ЖЖ и прониклась. Понравилось. Буду френдить.
После этого поста была удивлена, обнаружив, что вы (а можно на ты?) не из Израиля, потому, что достаточно точно понимаете тонкости сложившейся ситуации.
Я все собираюсь посмотреть "Мюнхен", но как-то не выходит.
И что интересно (особенно на фоне вашей рецензии), в роли беременной жены Мосадника снялась Израильская актриса.

Re: прониклась

Можно и на ты, конечно.
А насчет понимания тонкостей - не уверена, что понимаю ВСЕ тонкости. Просто у моей подруги в Израиле родственники. К тому же Москва, как вы понимаете, сейчас непосредственно граничит с Чечней:( Тонкости, мать их, очень похожи, наверное.
Меня насчет Израиля всегда дивило вот что. Запас гуманизма. Неиссякаемый. После того, что милые соседи устраивают много раз на дню, израильские люди продолжают себя вести цивилизованно. Это заслуга на самом деле.

Re: прониклась

Меня саму иногда удивляет наш запас гуманизма. Но иначе как-то и нельзя, во всяком случае с мирным населением...
Я помню как меня в своё время поразило, что мы обеспечиваем автономию электричеством, водой, газом и так далее (бесплатно. И не отключали ни разу и ультиматумов не ставили...), а так-же переводим деньги из нашей казны...
Но если Израиль, в силу мирового давления, не может применить силу по отношению к тер. организациям, то ведь Россия-то может. Или я недогоняю?

Re: прониклась

Я сама не догоняю, почему мы не можем нахлестать выродкам а-ля Басаев. А когда начинаю думать о возможных причинах (почему наше ФСБ не может даже стакан теплой мочи защитить), у меня портятся настроение и пищеварение.