?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

А вот кому Золотой ключик

http://vinarova.livejournal.com/71816.html?mode=reply

В написанном Ларисой есть большая сермяжная правда. Алексей Толстой был совсем не прост, а оккультизмом в Серебряном веке баловались даже шпицы и болонки, наверное.
Кстати, очень любопытно, что Алексей Варламов в своей чудесной книге про Толстого обходит молчанием этот момент - хотя отводит много места толстовским кульбитам вокруг серебряновековских знакомцев, да и фаустианские мотивы у него в биографии отчетливо звучат.
Меня же в "Буратино" впечатлило прежде всего ПОЛНОЕ, ну просто полное отсутсвие морали. Не в смысле морали как дидактического вывода, а вообще отсутствие нравственного мессиджа. Каков финал, а? Рраз - и снова в театр! И петь и веселиться, и все понарошку, и все мы марионетки - ужас ведь, на самом-то деле, черная безысходность... Но как раз в его духе - а че, однова живем, нас подергают, а мы хоть попляшем, все веселье. 

Comments

Рай марионеток - это такое место, где они могут танцевать БЕЗ кукловода...
И даже сменить злого кукловода на доброго - это тоже щ-щастье, ага... И театр - это все, что они ЗНАЮТ. Весь мир - театр... А счастье - это то, что мы можем себе ПРЕДСТАВИТЬ. То, что могут представить куклы - театр с добрым кукловодом или вовсе без кукловода. Сами ставим спектакль, сами получаем деньги...
Люди тоже считают счастьем лишь то, что могут себе представить. И рай и ад таковы, потому что иного существования люди себе представить не могут?
После смерти узнаем:)
Ой, как-то раньше про это не думалось. И теперь боязно читать сказку детям, хотя сами на ней выросли и ничего такого ужасно-оккультистского, конечно, не нашли.

В этом, как мне кажется некоторый вред литературоведения -- когда точно знаешь, что мог иметь в виду и что не мог иметь в виду автор -- трудно сохранить собственное прочтение, с авторским замыслом порой непересекающееся :-)))
Я, честно говоря, сама была поражена Ларисиными изысканиями. Но, с другой стороны, я понимаю, что это вполне в духе Толстого - посмеяться над Серебряным веком, запулив в якобы детскую сказку (кстати, перевод-рыбу с Коллоди знаете кто ему делал? Та самая несчастная возлюбленная Брюсова, прототип Ренаты из "Огненного ангела") символику контринициации.
Да, и у него это все-таки скорее смешно получилось, хотя нам эта шутка уже почти не видна.

А вообще, прятать в детский формат взрослые и даже не всегда приличные шутки -- вполне себе такая советская традиция, многие детские мультики не так невинны и явно рассчитаны на хихикающих за спиной у деток взрослых, тот же "Голубой щенок", к примеру, с песенкой "Голубой, голубой, не хотим играть с тобой".
Свекровь мне сказала, что Бременские музыканты тоже были чуть ли не гимном интеллигенции и внутренней (читай - кухонной) эмиграции.
Еще бы! Это ж наша "Желтая подводная лодка"!
Ой, недавно читала обалденно о "Золотом ключике" в книжке М. Петровского "Книги нашего детства". Я даже писала у себя о ней, хотя обычно этого не делаю: http://malayamedved.livejournal.com/29133.html. Там отличный разбор пародийной линии "ЗК" - не много, не мало - на Блока, плюс тема "Мейерхольд-Станиславский" плюс еще много, много чего (помимо отречения от собственных более ранних принципов). И с моралью да, в книжке таки плохо, но не забудем о том, кто ее писал, вы правы. ;)
Спасибо за рекомендацию, надо будет почитать.
Кстати, насчет Чуковского: он действительно странноватый такой автор. И Крокодил - очень странноватая книга, больше для взрослых, чем для детей. В ЖЗЛ вышла его очень подробная биография, но, судя по рецензиям, автор все-таки не объяснила, откуда взялись все эти совершенно обкуренные образы:))))
Спасибо за информацию о ЖЗЛ! Я нежно люблю Чуковского, но больше как лингвиста, друга диссидентов и просто хорошего человека. Мне скинули, кстати, ссылку на интересный сайт о них, хочу его детально проработать, там, кажется, есть все.

Можно и мне свое мнение высказать?

Просто меня несколько удивило, что "Золотой ключик" считают сказкой без морали. Я призадумалась и решила, что в этой точке зрения что-то есть - действительно, в образе марионетки можно усмотреть много нехорошего. Может быть даже, такой подтекст и был изначально заложен в эту книгу. Но если говорить о том, что лежит на поверхности, в этом отношении мораль сказки для меня всегда была очевидна: герои обретают свободу, независимость. Можно даже сказать, что здесь отражены революционные, демократические взгляды на жизнь. В старых сказках счастливый конец часто подразумевал повышение социального статуса героя: герои женились на царевнах (выходили замуж за царевичей), иногда у них обнаруживались знатные родители, иногда они сами становились царями. В более редких случаях существо нечеловеческой природы становилось человеком - тот же Пиноккио, еще можно вспомнить русалочку, которая обрела бессмертную душу. Таким образом, в сказках отражается наличие некой иерархии, в которой желательно занять ступень повыше. У Толстого же говорится о том, что человек может быть счастлив и достоин уважения независимо от того, к какому классу он принадлежит ( а точнее, несмотря на то, что принадлежит к низшему классу). Герои книги остаются артистами, и в этом не усматривается ничего плохого. При этом на протяжении повествования они совершенствуются - в первую очередь, Буратино, у которого в начале книги мысли были "маленькие-маленькие, глупенькие-глупенькие", и который по этой причине совершал разные нехорошие поступки и попадал в неприятности. А за тем по ходу действия он набрался опыта, воспитался и стал вполне себе хорошим и сообразительным. Пьеро тоже, оказавшись на свободе, стал более приспособленным к жизни. В конце книги куклы оказываются освобождаются от злого хозяина, начинают сами распоряжаться своей жизнью и собственным театром, сами выбирают пьесы, начинают учиться - короче говоря, начинают вести такую жизнь, какая подобает людям социалистического общества. То есть получается хорошая советская сказка с вполне себе правильной моралью.

Re: Можно и мне свое мнение высказать?

Ну да, советская сказка с правильной классовой моралью:), тут я согласна. просто на фоне Пиноккио (и Серебряного века с его несметными тыщами смыслов) "Ключик" выглядит как-то мелковато со смысловой точки зрения:) Оккультный подтекст расцветил его в моих глазах.

Re: Можно и мне свое мнение высказать?

Ну, понятно, что подтекстов там можно тоже много накопать - хоть оккультизм, хоть пародию на символистов ;) И такая интерпретация финала, что свобода их мнимая и все равно они остались марионетками, тоже весьма интересна. Просто и в отношении поверхностного сюжета все выходит вполне ладно и складно.