?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

"Монгол" Сергея Бодрова-старшего

 Ну что ж, поздравим себя - у нас есть вполне приличное эпическое-историческое-батальное или какое там еще кино. На мой взгляд, снято на уровне и очень добротно. Ритм, сценарные сцепки, актеры, декорации и прочие батальные сцены, - убедительно и ровненько.
А вообще, это про Чингисхана. Типа, детство, отрочество и юность - пока всем в радиусе нескольких тысяч километров вокруг персонажа не настал кердык и секир-башка. Получилось такое трогательное идиллическое полотно про доброго мальчика, хорошего брата и ласкового отца, - у которого, правда, случались незапланированные отлучки. В последнию отлучку папа покрошил кучу народу - зато дал монголам Ясу, и монголам это понравилось. Насколько я поняла, продолжение - про отлучки уже в основном - следует.
К Бодрову было две главных претензии. Первая - не надо так сильно верить Льву Николаевичу Гумилеву. Татарско-монгольское иго таки было. Вторая - непонятно, как из Темучина (доброго мальчика, ласкового отца и т.д.) взял и получился Потрясатель Вселенной Чингисхан.
Отсмотрев кино, я поняла, что не могу выставить режиссеру эти претензии. 
Во-первых, исторический материал перехерит какие хошь историсофские пассионарные интерпретации - из песни слова не выкинешь, Вселенная была потрясена, и никакие кадры степной Аркадии с овечками и детишками этого не отменят. К тому же, глядя на всадника под грозовым небом в сцене битвы с Джамухой, явно понимаешь: да, сейчас у всех, кому не нравится монгольский язык, начнутся крупные неприятности.
Во-вторых, я поняла, что незачем задавать вопросы о становлении личности героя. Какое становление, если в фильме ясно показано - его избрал Тенгри. Темучину было преначертано стать Чингисханом. Предначертание свершилось. У вас есть вопросы к Тенгри? У меня нет.
а вообще, вся метафизическая подоплека Чингисханова маршрута была прекрасно описана Харуки Мураками в "Охоте на овец": в Чингисхана вселился Белый Баран (он же Овца из муракамского романа). У Овцы были крупномасштабные планы в отношении человечества. 
"- А планы у нее гуманные?
- Гуманные. В понимании Овцы."
Мне кажется, что этими словами - несмотря на все амурные гумилевские басни про Золотую Орду - исчерпывающе описан вклад монгольской цивилизации в мировое культурное наследие.

Comments

Вот только белая овца и может объяснить, почему из такой душки, как Темучин в бодровской версии, получился в итоге Чингизхан, имхо...

Еще очевидна великая роль женщины в татаро-монгольской истории :)))) Там жена что ни день, то ценные советы дает.

Мне фильм понравился, муж откровенно скучал. И в конце спросил меня (я заканчивала исторический класс гимназии, буа-га-га...), как это из такого агнеца получилось то, что получилось :)))))
вот, теперь я ему напомню про овцу :)))
У меня есть очень сильные подозрения, что для Бодрова Темучин даже в виде Чингисхана так и остался душкой:) Опять же, законы дал, красивому монгольскому языку научил...:) Типа, короче, облагодетельствовал человечество:)
Я посмотрела Монгола, а потом через день "Чингисхана" японо-монгольского производства. В сравнении, Монгол - сказание, Чингисхан - мыльная опера, даже не досмотрела.
Жена там какая-то вечно молодая, что в 20 лет, что в 30.
Но хороший фильмец, несмотря на.
Кстати, она еще и очень красивая, без дураков красивая. Я прям порадовалась за кастинг.
для чего бодров кино-то снял?
В смысле?:)
ну, это ведь не высоколобый артхаус, простигоспидя. но и не чистая баблогонка. чего сказать-то хотел художник - своей картиной? как вам показалось?
Мне кажется, Бодров был загипнотизирован харизмой персонажа - как примерно Оливер Стоун харизмой Александра. Кстати, мне показалось, что там есть полемические эпизоды, типа соития супружеского за занавеской: у Стоуна это источник невроза у бядняжки Потрясателя, а тут Джучи спокойно говорит - не бойся, это наш отец.
Еще я читала интервью с Бодровым, и он говорил о своих гумилевских пристрастиях - то есть это еще и вполне такое идейное кино, типа мы все оттуда, давайте припадем к корням.
т.е. - политически-интимное кино выходит :)
харизма жестокой власти, потрясение "чудовищным реальным" за занавеской и его оправдание
мне очень понравилось, но я не досмотрела. Душа, измученная пролактином, не вынесла звенящей стрелы в спине Темучина. Я сказала что "не могу это смотреть" и отложила до лучших времен, когда я буду более мужественна и менее впечатлительна.
А муж, да, посмотрел четыре раза и все еще порывается.
А всё-таки мальчиком Темучин мне нравился больше.
Да, мамство не располагает к трагическим эпизодам:)
да ладно трагическим)
беременная я смотрела "Ледниковый период-2" и еле досмотрела 9со второго раза, т.к. и он казался мне слишком трагичным. А сейчас уже ничего, посмотрела. Крепну мозгом.
Хорошее кино, но не без накладок. Столь резкий перепрыг от ушедшего под лед пацана к джЫгиту создает ощущение какой-то рваности. Есть чувство, что при монтаже порезали лишнего. Все-таки неплохо было бы объяснить, как это он не замерз вусмерть после купания в степи, несколько более холодной и менее комфортабельной, чем Савойские Альпы.
Кстати, я вот тоже недовольно думаю об этом перепрыге. А то слишком много на бедного Тенгри повесили - типа, рожденный править Вселенной не утонет и все такое:)
История России в изложении Льва Гумилева - это потрясающая штука, она прямо меняет мировоззрение читателя. Я когда прочитал про Русь, по-другому стал относиться к монголо-татарскому игу. Сейчас читаю "Этногенез...", читаю отсюда Окажывается, этносы рождаются, а потом умирают...
Штуки, написанные Гумилевым, действительно хорошо читаются, ибо написаны занимательно и изобилуют парадоксами и прочей полемикой с "официозом". Но есть один нюанс: к сожалению, к достоверному изображению исторического процесса они имеют очень мало отношения:)))
В Гумилеве пропал автор исторических романов - сочинять "поверх источников" у него получалось очень и очень бойко:)