?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

ЖД Быкова: эсце

Эсце расшифровывается как «эссе» и как «ээээ, стой, Циля».

На обложке написано – «самая неполиткорректная книга тысячелетия». Ну, не знаю. Хреновое дело, конечно, судить о намерениях автора по тому, что на обложке люди написали. Но есть тут один нюанс: ЖД явно задумывалась (поэма, потому в женском роде) давно, и задумывалась как некое объемлющее высказывание о России, такое вот «главненькое» в писательской жизни. Цитаты из этого «главного» попадались и в «Орфографии», и в «Эвакуаторе» (на мой взгляд, обе вещи очень сильные). Так что ЖД должно было выстрелить – и все разнести к хренам, чтоб только перья летели. Чтоб все либо согласились, либо заорали как резаные – убить Быкова к едрене матери, убить его всем Синедрионом, чтоб не мутил народ.

Но ЖД не выстрелило. Его пропустили. Никто особо не кричал – так, обернулись в недоумении, типа «бывает, с кем не бывает». Короче, провалился роман.

Почему? 

.

 

Я вот знаю только одну книгу-гранату, книгу, которую можно метнуть в оппонента со словами «а знаете, мне нравится позиция автора» - и все, оппонент долго будет лежать в отключке и к вам, будьте уверены, никогда больше не подойдет. Это Pasternak Елизарова (он тут давеча «Библиотекарем» разродился, надо будет прикупить-почитать). Извините за рифму к Быкову, я не специальноJ. Вот там да, там ужастьнах что такое, там даже пересказывать страшноJ (Данилкина в Афише за рецензию не считать, он не прочитал книгу, оттого сюжет переврал). Там священник с копием, сделанным из страниц богохульного романа «Доктор Живаго», язычник с топором, ласково прозванным «Мень», псих и еще псих, заклинающий жидовскую нечисть ладанкой с портретом Брежнева на груди, охотятся на демоническую рать, пожирающую Русскую Землю: на всяких там целителей, экстрасенсов, рериховцев, протестантов и прочую отвратную интеллигенцию, поклоняющуюся мерзостному дьявольскому идолищу, вещающему через поэзию мертвеца в духе Пастернака. «И-иии-падаль! Иии-падаль, - заикал мертвец. – ИИ-падали два башмачка со стуком на пол!» Вот это я понимаю книга – перья летят как из перины, рериховцев поливают бензином и сжигают заживо, врачи инициируют студентов поеданием сметаны с руки живого мертвеца в морге.

А Быков что?

Тайна сюжета ЖД (впрочем, Быков уже давно ей кололся в интервью) такова: настоящее российское коренное население – не русские. Это такой туземный народишко, языческий и с землей общительный, перемогающийся между двумя захватчиками: то «русские», варяги то бишь, придут завоюют, то хазары (читай – евреи) насядут, варягов повыбьют, свои порядки установят. Варяги – государственники, державно-имперско-одержимые, любят народ кидать на копья-пушки-пулеметы пригоршнями и воевать – ибо ничего другого делать не умеют, только людей на смерть посылать. Хазары – эти либералы, такие вот освободители-лицемеры, сбрасывают старые порядки, чтобы установить свои – не менее, а даже более безжалостные, ибо в варяга можно переродиться, а еврее… извините, хазарином стать нельзя, тут хазарская мама потребна. Революция семнадцатого – хазарская, сталинский поворот и террор и государственность – варяжский реванш. И такое колебательное движение от одних к другим прослеживается в самую глубь веков. И так и качается российский маятник в безысторическом пространстве – потому как на самом деле ничего не меняется, разве что к худшему. А самое страшное, что каждый раз пришельцы переписывают российскую историю под себя, а страшная правда, про завоевание-то, – она и скрывается от людей.

Сначала о хорошем. Главная идея – на мой взгляд, идея как идея, остроумная, а что? Главное достоинство «ЖД» - это постоянный саспенс в смысле «а куда, бля, мы еще порулим и что нового еще скажем?» Вот описывается варяжская армия (ну, тут все все представили), вот государственно-казарменное православие, вот пошли, пошли, живенько так пошли главы про хазар, точнее, про уникальные хазарские методики спорить так, чтобы с первого слова засрать оппонента, вот хазарское видение российской истории с еврейским богатырем Илией, переметнувшимся к варягам, и верным хазарином с именем (забыла) типа ОХ-Вэй, ославленным Разбойником, вот пошли  туземцы с культом Даждь-бога и Жаждь-бога, вот вавилонский гимн духа войны («он думал, что будет рулить, а я буду сосать! Нет! Это я буду рулить, а он сосать!»), вот еврейская артистически-интеллектуальная вечеринка (зло, но очень смешно), вот бомжи как стражи подлинной российской духовности, вот уголовники, которые на самом деле не имеют мамы, потому что каждый уголовник, вылезая из мамы, загрызает ее насмерть… Мало? Там еще естьJ Там обосраны Псой Короленко и Лотман – за хазарство, там даже группе Мельница досталось – за варяжство. Там даже есть фирменное быковское умение афористично и мощно формулировать: «Знаете, почему среди христиан мало хороших проповедников? Скучно формулировать очевидные вещи». И так, от концепции христианства как хазарской выдумки для рабов к монастырским затворникам, от израильского архива к туземным шаманским танцам, через полустанки, заборы, покосившиеся хибары, бурьян, будылья и бодун «ЖД» прет вперед – и меня терзали одновременно две мысли: чем же эта хрень кончится, и сколько же можно с таким серьезным лицом нести всю эту пургу.

Потому как иначе, чем пургой эту историософию назвать сложно. Нет, про варягов и хазар (на самом деле это такие злые карикатуры на реальные национальные морды) действительно здорово подмечено, там под многими характеристиками расписаться хочется: вот, к примеру, включишь телевизор ненароком – а там про то, как Путин с Бушем рыбу ловили, и Путин крупнее поймал. И выключишь – ибо варяжство однозначное. Или вот едешь в чужой машине – а там Эхо Москвы. И блин, говоришь, ну что за хазарство такое, выключите этих ЖД, сколько можно о своей стране через губу оттопыренную, с презреньицем таким вот говорить.

Но с такой исторической… эээ… концепцией можно шутить. Ее можно обыгрывать. Но ее нельзя излагать вот так вот в лоб, на умняке, наморщившись – как некую апокалиптическую истину. Тоже мне, бля, седьмая печать. Это ж Фоменко чистый. Конспирология махровая. Ну не бывает у истории таких простых законов. И вся эта идея – что историю можно переписать вчистую под ту или иную идеологему – это чушь. Я не знаю, может, все это и подразумевалось осмеять через общую гротескность излагаемого. Роман, судя по всему, задумывался как такая бахтинская (а не хазарско-лотмановскаяJ) полифония: персонажи врут, подставляют, оказываются двойными агентами, проповедуют, исповедуют – и сразу, нах, не понятно, каким родом деятельности кто в данный момент занимается. То ли исповедуется, то ли проповедует, то ли врет. А то и все разом делает. Но полифонии, на мой взгляд, не получилось – причем именно из-за того, что все герои волей автора оказываются, как перед бетонным столбом, перед Правдой О России: нас попеременно завоевывают то варяги, то хазары! Ангел чашу наклонил! О ужас! И все, блин, замирают с небесами на полчаса, ибо поражены в самое сердце ужастностью откровения о родине. Какая уж тут полифония, если автор демиургом во все лезет, да еще и с такими офигительными тезисами. Ну хоть улыбнитесь, молодой человек, посмейтесь над собой, самоирония всем к лицу, - так хочется иногда сказать.

И последняя ложка дегтя: открытые финалы – они требуют большого мастерства. Их очень сложно делать. Вот в «Эвакуаторе» - на мой взгляд, прекрасно получилось. А вот в ЖД – не очень прекрасноJ А все почему? Потому что в финал нужно героев с характерами приводить. А если залипнуть на седьмой печати, то еще и не такую мелочь, как характер и вообще кто есть кто прописать забудешь

Comments

придется прочесть.
Про открытый финал очень верно. Впрочем, у меня еще одно пятно после прочтения осталось, а перечитывать по второму разу точно не буду: неохота через всю книгу тянуться ради решения вопроса. Так я вопрос сейчас задам, если вы не против :)
Он такой. По ходу книги утверждается, что из-за рождения/зачатия апокалиптического полукровки царских кровей земля русская на дыбы встанет. И в процессе решающего сражения ЖД с варягами она-таки встает на те самые дыбы. Но в конце книги выясняется, что рождения/зачатия не произошло. С царскими кровями напряг случился. Так из-за чего земля-то?.. Поделитесь, если есть какие-то догадки, я буду очень благодарен :)
Я уже тоже не могу ручаться, что все помню в подробностях, но мне показалось, что пара Долинская-Волхов (которая была альтернативой паре губернатор- Аша) тоже судьбоносная, и у них нормально все с полукровкой вышло. К тому же там в последний момент образовалась пара Гуров и девочка-полукровка, с которой вообще все неясно.
Но у меня есть мысль, что идея романа в том, что все эти пророчества на предмет марьяжных и родильных страстей-мордастей - это такое язычество, которое тоже нужно преодолеть, и преодолевается оно, как и положено, очень необычной по силе любовью. Земля на дыбы встала, как я понимаю, по той же причине, что и флогистон завелся, - землю тоже задолбало все это:), и она откликнулась на любовь вот этих вот странных пар. Они хоть и не очень царских кровей оказались, но здорово нарушили вот этот вот круговорот вещей в русской природе, сломали языческие качельки и вообще все расписание противостояния, - и вот результат:)
Идею понял, у меня была похожая догадка, но я от нее потом отказался. Не увидел я, чтобы эти пары что-то поломали. Одних отправили в загробный мир, вторые в эмиграцию подались... Видимо, если бы остались на этом свете и в пределах страны, то могли бы что-нибудь и поломать согласно сценарию. Тогда да, так могло быть :) Так или иначе - спасибо :))