?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

Алексей Евдокимов "Тик"

Тьфу ты, пропасть. С панталыку сбил меня Лев Данилкин в "Афише" - написал прям восторженную рецензию. Ну да ладно, обо всем по порядку.
Евдокимов - это половинка довольно успешного и получавшего неплохую критику рижского писательского дуэта (вторая половинка - Александр Гаррос, сейчас живет в Москве и пишет культур-мультур мини-эссе для журнала "Эксперт" - журнал это, кстати, очень украсило). За парой Гаррос-Евдокимов замечены: "Головоломка" (за нее они получили, между прочим, нацбест), "Серая слизь", "Правило фуры", "Чучхе". Теперь они расстались, и "Тик" - это первая трель сольной евдокимовской карьеры.
Сначала о хорошем. Евдокимов пишет блестяще - в смысле, это потрясающий язык. Он может и умеет выдавать штучную филигрань абзацами. У него очень хорошее зрение, и чем-то он напоминает Славникову: вот эти вот люди могут сделать из постсоветского говна конфетку - получается такая стилистически сублимированная и воспетая темень парадных и прочих закоулочных шевелений спальных районов. То есть не то чтобы они от нее в восторге, но большинство пишущих людей как-то пролетает над ландшафтом промзон и дымящих канализационных люков - а ведь в белых пятнах на картах всегда заводятся то львы, то драконы. Средневековые картографы это очень хорошо знали. Евдокимов (и, видимо, Гаррос тоже) - спец по высматриванию теневых драконов в неосвещенных подворотнях и запихиванию всего этого подсмотренного добра в триллерные сюжеты. Получается такой вот выпаренных и взогнанный до консистенции 21 века чеховский сюжет: вроде как люди пьют чай, работают, встречаются, и вдруг хлобысть - незаряженное ружье в лоб разрядилось, и сердца разбиты, и жизнь не задалась.
Теперь о плохом. Даже у дуэта была большая родовая проблема: триллер лихо начинался, но когда приходило время сводить концы с концами, выплывала Большая Пафосная Идея (вплоть до хищного стругацкого гомеостатического мироздания) и все наскоро прошивалось белыми нитками - короче, ничего что ежики бегут не в ряд, а в разные стороны, зато про войну (то бишь про мироздание). Кроме того, лирический герой явно имел идефиксы и страдал патологической асоциальностью - но этот поток желчи хотя бы мерно дозировался и сервировался сообразно движению хромого, но все же сюжета.
Теперь же Евдокимов остался один - и пошел вразнос.
Все идефиксы и комплексы повылезали в невиданных прежде пропорциях: они полностью застят свет в романе, так что какой там сюжет, какая речевая характеристика героев (я моментально запуталась в одинаковых Аркашах, Илюхах, Вадимах, и прочих статистах) - имена и люди тасуются произвольно, время от времени выходя на сцену и произнося Обличительные Монологи Гнусной Действительности. Финала - нет. Развязки - нет. Необходимый триллеру жанровый выверт (а вы что думали? а вот вам правда-то) сделан даже по евдокимовским меркам криво - там такой двойной трюк с ненадежным рассказчиком и ненадежным повествователем, но вот надо же делать так, чтобы эти говорящие хоть были похожи на себя в начале и в конце и не противоречили себе действиями и словами.
А все почему? А потому что Обличительные Монологи нужно произносить.  Суть монологов в том, что Россию зажрали жлобы и бесхребетные япписы, которые интересуются только работой и кофейнями и культивируют собственную нормальность. В то время как нужно сидеть и плакать, ибо российское пространство - это черная дыра, которая засасывает  и т.д., в армии беспредел, в ментуре беспредел, а они по кофейням, гады, сидят и еще жизни радуются. За это они называются уродливой фауной, губящей родину, а также пандемониумом. Ведь они, по ресторанам и кофейням сидящие, не мыслят. А вот те, кто мыслят, - тем дорога только в могилу. Хуже всего дела обстоят в Москве (ну естественно) - насквозь прогламуренная столица живет, не чуя под собой страны, и устраивает безнравственный пир во время чумы.
Читала я это все в Цюрихе и думала, что, блин, если бы Евдокимов попал в Цюрих (эталон сытого спокойствия на фоне общеевропейской подступающей жопендии), он бы захлебнулся желчью и милосердно быстро помер - ну нельзя же, в самом деле, так сильно в жизни мучаться:).
Добавьте сюда гадливое отношение к семье и детям (там если памперсы - то "обгаженные") - потому что нужно сидеть на кухне, много курить и плакать за родину, какие там дети, это же гадкий органический цикл, мыслящий человек должен быть выше этого.
За такую откровенную патологичность и полную капитуляцию перед грехом зависти (да, я так думаю: все обличительные крики в сторону гадко жрущих и пьющих столичных гадов - это от зависти;  заработай на ресторан - а потом свисти сколько угодно, иначе очень смешно читать этот продукт обостренного классового чутья) писатель не может не получить по шее от собственного текста. Про героев-манекенов я уже писала - они там все одинаково говорят и все поголовно сбиваются на авторские монологи про жуткую трясину подо льдом. Далее.
Если уж человек берется писать про Москву, неплохо было бы Москву знать и не писать про нее чушь с провинциальным налетом. "Ле Гато" - не "дорогой ресторан" для богемы. Это простенкая сетевая кафушка, куда можно прийти с подружкой кофию испить, но чтобы героиня, которая позиционируются как удачно устроившаяся в Москве профессионалка, истекала там желчными слюнями по поводу просаживания сумм - увольте.  Опять же, что бы случилось с Евдокимовым в "Турандот", я даже представить себе не могу:) Неплохо также было бы избегать каких-то странных сленговых словечек: москвичи не называют бумажник "лопатником", не "забивают стрелы" и не "срывают". Наверное, это делают в Риге, но так и не суйтесь к нам, уродливым животным, со своими провинциальными понтами и речевыми заскоками:)
Короче, не хочешь получать от Логоса хвостом по шее - живи по законам Логоса. Будь человеком:)

Comments