?

Log in

No account? Create an account
Коа с мамой

С ума сойти!

Ковырялась в исторических материалах к главе, откопала вот что.
У кастильского короля Альфонса VI (это одиннадцатый век) был вазир-иудей (скорее всего, он был канцлером, в смысле, заведовал финансами - при испанских дворах канцлер занимался именно этим, а не канцелярией), и тот отправил его с поручением к севильскому эмиру аль-Мутамиду.
Чем кончилась эта встреча, известно многим - эпизод достаточно знаменитый. Вазир вел себя как-то не очень почтительно, его требования не устроили аль-Мутамида, и тот пульнул в посланца кастильского короля бронзовой чернильницей. А потом разозлился окончательно и велел распять.
Альфонсу это, естественно, совсем не понравилось, в результате их отношения расстроились, и кончилось это в конце концов плохо для обоих - Альфонс потом терпел поражение за поражением от берберов, а аль-Мутамида берберы сместили и выслали с семьей в Агмат.
Так вот, я всегда думала, что речь шла о дани-париас. Что вазир требовал золота, причем многовато. И вроде как об этом и читала.
Оказалось, все не совсем так.
Оказалось, посланец Альфонса просил аль-Мутамида разрешить приехать в Мадинат-аз-Захра беременной жене Альфонса - потому что той был показан тамошний климат, и медики рекомендовали королеве разрешиться от бремени именно в окрестностях мусульманской Кордовы. Ну и заодно Альфонс просил для супруги разрешения помолиться в Кордовском соборе, превращенном в мечеть, - ради здоровья будущего ребенка (напомню, что в Кордовской мечети висели тогда в виде светильников колокола из собора Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела).
Так вот, аль-Мутамид не разрешил это сделать, наорал на вазира и велел его казнить.

Вот говнюк, прости Господи.
И ведь надо же, как он огреб потом - поделом.
Ибо нефиг беременную женщину было утеснять.

PS Накопала я это у Леви-Провансаля, в Islam d'Occident, когда читала материалы про знаменитую "мавританку Саиду" - тоже сюжет,
закачаешься...

PSS см. в коментах комментарий господина генерал-коала, сиречь историка Максима Нечитайлова, уточняющий сюжет:).

Comments

а вазир ваще пострадал ни за что((( распяли-убили (((
Ужасно жалко, да:(.
Дядьку жалко :( А говнюк и правда получил по заслугам.
Дядьку жалко не то слово:(.
И, главно дело, аль-Мутамид - он ведь посла казнил. Красотулькин.
Я в детстве думала, что послы - это были такие неприкосновенные личности. Да ладно, в детстве; в юности тоже. А потом, когда начала все это смотреть-читать-изучать... Угу. Прикасались и еще как.
Кстати. Это будет в книге? рекомендую готовиться к претензиям на тему недостоверности :)
ну и история
Напишешь - скажут, придумала. И не поверят:).
Все было гораздо прозаичнее.
А перед нами лишь красивая байка.
Ее приводит только ал-Химйари (см. статью Рота - файл пдф Roth 1, стр. 166, там и все прочие версии источников законспектированы).
Ал-Химйари писал, что ал-Мутамид задержал выплату ежегодной дани Альфонсо VI, поскольку крупно потратился на войну против Альмерии. Христианский государь разгневался и потребовал не только денег, но и определенных крепостей. "Тогда же он потребовал для своей супруги, Графини Констанции, ныне беременной, права войти в главную мечеть Кордовы, дабы разрешиться там от бремени - по совету священников и епископов: западная сторона великой мечети этого города действительно стояла на месте церкви, остававшейся для христиан местом поколонения, и на котором мусульмане возвели свой храм. Он также потребовал, чтобы его супруга могла разместиться в Мадинат аз-Захра, западнее Кордовы: из этого дворца она будет часто навещать главную мечеть, чтобы ее родам благоприятствовали и хороший воздух аз-Захры, и благодать, присущая той части главной мечети, которая прежде была местом поклонения христиан. Врачи, как он утверждал, посоветовали ему, чтобы его жена рожала в аз-Захре, а священники - чтобы это произошло в главной мечети".
(Альфонсо не был таким идиотом, чтобы рисковать женой, а христианский клир уж точно не посоветовал своей королеве рожать в мечети "идолопоклонников".)
Это требование Альфонсо, продолжает ал-Химйари, и передал "некий иудей", прибывший с посольством к ал-Мутамиду. А когда Ибн Аббад не дал благоприятного ответа, иудей начал "говорить грубо с ним", тот запульнул в него чернильницей, которую держал в руке, попал в голову и расколол череп, так что мозги вытекли, а потом велел распять головой вниз в Кордове.

Не был Ибн Шалиб (Шалбиб) канцлером (именно главой королевской канцелярии, кстати; да и должности такой не было тогда - она появляется, эпизодически, только при Урраке и окончательно закрепится при дворе при ее сыне). Королевскими нотариями были, ессно, христиане. Правда, кто занимал эту должность в 1082-м, неизвестно (зато в 1081 и 1084 - известно).
Роль иудеев при дворе Альфонсо вообще часто преувеличивалась.

Королева Констанса (1080-1093): Urraca, born most probably in late 1080 [или в 1081], was to prove to be the sole surviving offspring of the union of Alfonso and Constance. If other children were born to them, such royal progeny had not survived infancy long enough to have attracted the attention of the chroniclers. The lack of a male heir would have been a major disappointment already in 1081.
Так что ничем иным беременность королевы в 1082 г. не подтверждается.

Зато как раз ал-Мутамид как-то прислал посланника-иудея Ибн Мишала (Машала), и Альфонсо тому жаловался на закидоны правителей тайф, которые титуловали себя словно халифы.
Ну подумайте, чего наворотили!:)
Кстати, именно этот сюжет у Леви-Провенсаля идет в сноске, но без ссылок на источники:).
Коззззел какой
И не говори:(.
Максим в коментах пишет, что это, скорее всего, байка, и речь, конечно, шла о деньгах прежде всего - но все равно фу.
Тем более у Альфонса была какая-то реальная проблема с рождением детей и женами - жены умирали одна за другой, дети тоже, причем, похоже, во младенчестве...
Ну, не так чтобы все было столь мрачно. Просто не везло: аж пять браков, и только один сын (и то от наложницы).

Женился на Инес (Аньес) в 1074. Собственно, поскольку ее родители поженились в 1058, ей было самое большее 15 лет. Инес исчезает из документов в мае 1077. Умерла в том же году или в июне 1078.

Женился на Констанс (Констансе) к маю 1080 . Та уже была замужем за Югом, графом де Шалон-сюр-Саон; овдовела. Очень религиозная особа. Родила мужу инфанту Урраку. Умерла осенью 1093.

Женился на Берте к апрелю 1095. (В отличие от первых двух, француженок, из Тосканы.) Умерла между ноябрем 1099 и январем 1100. Все три погребены были в Саагуне.

Женился на Изабель (Элизабет) в 1100. Она родила инфант Санчу и Эльвиру (последняя вышла за Роже II Сицилийского). Француженка? Умерла во второй половине 1107. Идея о том, что это и есть в крещении Саида, недоказуема.

Женился (в пятый раз) на Беатрис в 1108. Француженка. Пережила Альфонсо.

Просто редкостное невезение. Всего три ребенка от аж пяти (!) браков. (И все девочки!)

Плюс две наложницы.
Химена Муньос (завел ее, видимо, в период между смертью Инес и браком с Констанс) - две дочери: инфанты Эльвира (№ 2) и Тереса.
Саида - сын Санчо.
Что интересно - епископ Пелайо назвал обеих наложниц, и Химену, и Саиду, "благороднейшими".
Только хотела написать какой сукин сын этот аль-Мутамид, как выясняется, что все было совсем не так. Все равно нехороший человек. А врачи, значит, посоветовали рожать в мечети? Чего только не придумают хронисты!
Да, там теперь концов не найдешь:).
Но посла распинать все равно как-то нехорошо:).