?

Log in

рев

О песнях и плясках

Во френдленте имел место разговор о сгущении красок в темной фэнтези, претендующей на реалистичность и историчность, прежде всего у Мартина. В принципе, сказаны были верные вещи. Первое - исторические хроники всегда перекошены в сторону страстей-мордастей. О хорошем пишут скупо или вообще не пишут - хорошее, оно ведь само собой разумеется. Второе - люди даже в самые темные времена радовались, веселились, пели и танцевали. Справляли свадьбы, детей рожали. А у Мартина - один мрачняк, войны, заговоры и трындец на марше.
И вроде возражения все правильные. Ну ведь не должна же человеческая история состоять исключительно из войн, заговоров, казней и предательств?
Но вот сижу я и читаю про мусульманских владетелей замка Барбастро (Испания, девятый-десятый век, кордовский халифат). Барбастро и соседствующая с ним Уэска - не то что бы писюлистый клочок земли, где по зиме можно запарковать лишь корову и восемь санок, но все равно не страна, не провинция и даже не графство. Это дайа, владение. Не Вестерос:). А теперь зацените пиздец семейные традиции и политическую активность семейства Бану Шабрит.

"Мухаммад ибн аль-Малик аль-Тавил стал губернатором Уэски после того, как убил прежнего губернатора, Масуда, в 887 году". Прекрасное начало, правда?

Да, краткая историческая справка: Бану Шабрит - это семейство христопродавцев. Натуральных таких предателей веры и Родины - мувалладов. Муваллады - это люди, которые после завоевания Испании арабами предпочли принять ислам. В основном это сделали знатные роды - чтобы сохранить земли, богатства и карьерные перспективы. Кстати, мувалладские семейства беспрерывно мутили восстания - типа, недовольны были своим социальным статусом и дискриминацией. Действительно, людей можно понять - они Иисуса и Родину предали ради денег, а деньги все равно мимо носа ездят. Форменное безобразие...

В общем, Мухаммад мочканул прежнего управителя, женился, по старой вестготской памяти, на дочери Аснара Галиндо Второго Арагонского, но счастья не нажил. Его атаковал Мухаммад ибн Лубб (из другого такого же христопродавческого рода Бану Каси), пленил, заковал и повез под Сарагосу - типа, смотрите, кого я поймал и за деньги выпущу. И вправду выпустил  - за Барбастро. Уэску ибн Лубб тоже продал - за сто тысяч динаров. Но Мухаммад аль-Тавил предпочел выплатить пятьсят и отдать в заложники сына и дочь в счет второй половины суммы. Барбастро он отвоевал обратно после смерти ибн Лубба, и потом благополучно погиб при осаде Тортозы, радостно пытаясь отнять ее у тамошнего эмира.
Хроники отфиксировали судьбу восьмерых его детей.
У него была дочка, известная как Сайида или Домна Веласкита (это ее отдали в заложницы ибн Луббу, тот взял ее в жены).
Сын - Абд аль-Малик ибн Мухаммад. Наследовал Барбастро и Уэску. Последовательно при поддержке населения отбивался от дядей, братьев и кузенов, которые зарились на отцово наследство. Продержался долго - пока замок не взял его родной брат Амрус. Вместе с замком братец взял и Абд-аль-Малика, подумал чуток - и приказал задушить.
(Ну что ж ты так, Абд-аль-Малик, подумала я. Мочить нужно было братца Амруса еще раньше, когда он просрал Бану Каси замок Монсон. Глядишь - и умер бы попозже).
Братан Амрус просидел в Уэске и Барбастро недолго - всего год. Людишки его невзлюбили, погнали прочь и призвали на эмиренье другого брата - Фортуна (да, вот такое у него было латинское имя - видимо, по все той же вестготской памяти). Фортун там тоже долго не усидел, его выпихнули давние соперники - Бану Каси. Потом братцы долго пихались за другие замки, причем Амрус - в союзе с христианами. Его даже за это поймал и заковал губернатор Сарагосы. Но что характерно, через семь лет после этого халиф все равно делает Амруса губернатором Уэски и Барбастро. Халифа братан Амрус облагодарил за назначение сторицей: неоднократно поднимал восстания, отказывался платить налоги и участвовать в военных кампаниях. Как ни странно, его никто за это не убил (действительно, подумаешь - насрал человек на центральную власть, с кем не бывает), и он щастливо помер своей смертью в 935 году.
Читаю дальше про братана Фортуна - типа, "он не был губернатором Барбастро, но у него интересная судьба". Так-так-так, мрачно подумала я, почесывая за большим мохнатым ухом.
Так вот, Фортуна сначал призвали на эмиренье в Барбастро, потом его оттуда сковырнул братан, но за Фортуном осталась Уэска. В городе он продержался аж четырнадцать лет - пока не зарвался и не отказался участвовать в набеге халифских войск на Осму (видимо, христианское бабло победило зло - Фортуна подкупили). Однако христианское бабло победило зло только в губернаторе Уэски - но не в ее жителях. Жители хотели тоже подзаработать бабла и пограбить Осму (набег был очень прибыльным делом - добровольцам-гази полагалось четыре пятых добычи, включая пленных). В результате честные уэскцы начали акции протеста, Фортун принялся пихать граждан в тюрьму, и добрые мусульмане в конце концов выгнали его из города к шайтановой матери. Тем не менее, халиф назначал его губернатором в Ньеблу, потом опять в Уэску.
Где же обещанное интересное, спросите вы?
А вот оно. Под Альандегой войска халифа потерпели сокрушительное поражение от христиан. Почему? Потому что войска Фортуна побежали с поля боя. Халифа это немного рассердило, он приказал Фортуна поймать и привезти в Кордову. Халиф Абд-аль-Рахман любил торжественные вьезды, и Фортуну пришлось поучаствовать в приветственных церемониях: его распяли перед воротами кордовского алькасра и закидали копьями.
Что, неинтересно?! А мне кажется, офигительно интересно!
Жена его, кстати, была христианкой и после смерти мужа уехала в Памплону и там счастливо вышла замуж за короля Гарсию Санчеса.
Хотя, с другой стороны, что я ворчу про подкупы и предательства... А может, Фортун был тайным христианином и партизанил в интересах христианского севера?..
История братанов Лубба и Мусы не содержит ничего необычного - они сидели в заложниках в Кордове, получали назначения и ничем особо себя не проявили.
Довольно спокойную жизнь вел и последний братан, Яхья. Единственное событие, которое ее всерьез омрачило, случилось в 942 году. Он получил родовое назначение в Барбастро - и попал под Уэской в плен! К кому, спросите вы? Ну попробуйте угадать! К христианам? Нет. К Бану Каси? Нет. К брату-свату-дяде? Тоже нет! так к кому?!
К венграм!!!
Под Уэской он был атакован ордой венгров, и лишь через несколько месяцев его выкупил в Тортозе сердобольный купец - за тысячу мискалей. Халиф, кстати, вдвое возместил ему выкуп в качестве награды.
Венгры меня просто доконали. Венгры, бля, под Леридой и Уэской...

А вы говорите - Мартин, мрачняк, предательства, заговоры, войны...
Детский лепет ваш Мартин пишет. Штаны на лямках, а не темная фэнтези. То ли дело история эмиров одной невысокой горки с замком Барбастро...


Comments

Помнится читали мы кусочки из Григория Турского на латыни и была там такая тетка, Брунхильдой что ли звали. Очень она на автора обиделась: всего-то мужа отравила, а он ее прям так от церкви отлучать.
Звери эти попы, сущие звери:). Могли бы войти в положение и заставить чиста просто прочитать двадцать раз Аве:)

Edited at 2011-08-16 05:09 pm (UTC)
Френегонда вроде мужа отравила. А Брунгильду он вроде как раз любит.
оппонируем?))))))
так я ж исключительно как простой читатель\зритель, любящий не тока рубилово, но и жизнеописание)))
Вы знаете, не совсем. Скорее, рассуждаю на заданную тему. У меня, видимо, не просто взгляд на Мартина, у меня в целом картина мира другая - мрачнее Вашей.
Я в следующем посте развиваю мысль - как бы внесение повседневного элемента отразилось на жанре:). Что бы было, если бы персонажи вот таких историй радовались в кадре жизни. Больше в шутку, конечно, развиваю, но в каждой шутке...
ОК! Не будем про радости жизни. Будем про экономику. Я понимаю, что фэнтези по большей мере сказка, но меня, например, зачастую плющит от того, что в бааалших эпопеях, где мир расписывается до последнего чертёнка, нет никакого объяснения (ну, кроме магии-шмагии) как у них там все фунициклирует, с чего народ кормится. Не нужно долгих экономико-политических выкладок, но хоть намекнуть не мешало, откуда хлебушок-то в цартве Света и Добра берется. Потому что рубилово-мочилово оно ж не на ровном месте, а в основном потому что люди есть-кушать хотят, а так же богатеть за счет других. Я слишком много хочу?
Я не настоящий сталевар!:) Я Мартина не читала, я только сериал смотрела:)
Однако с замечанием целиком и полностью согласна. Мало кто об этом заботится. Армии какие-то безумно огромные собирают, доспехи как из воздуха эти армии берут...
Вон, хроники почитаешь - на поле боя с палками бежали, и ничо! Огромным отрядом в четыреста рыл! А фэнтези-роман откроешь - а там вах! несметные тыщи закованных в латы бойцов! Откуда дровишки?!
Ну как откуда? Пейзанты-то на что? Они и трудятся, болезные, все то время, пока высокие лорды и леди играются в престолы)
Пейзанты на армии такой численности наработать не могли:) Слушая про размеры бюджета королевства у Мартина, я задумчиво шевелила ушами - не было и не могло быть таких цифр в европейском средневековье. Производственные отношения не позволяли такого:). В арабском средневековье - были такие цифры. Но там экономика была другая - колоссальных объемов торговля, монета не счетная, а наличная, мануфактуры и т.д. А в Европе - не могло быть такого бабла. Неоткуда было ему взяться.
Ну вот все бы придираться) Какое же эпическое фентези да без размаха? Ну кто проникнется трагизмом, читая про армии в сто человек?)))

Но вообще оно как-то так, да) И если у Мартина еще худо-бедно, внимания не обращаешь, то у Джордана совсем беда. Ибо у того цифры совсем мозговыносительные, а что жрут хотя бы одни армии троллоков в своем Запустении не понятно от слова "совсем")
Ой, Джордан у меня совсем-совсем не пошел:). Но да, должно же быть хоть какое-то минимальное правдоподобие... Впрочем, всю эту многонулевую цифирь вполне себе можно вопринимать как сигнальный окрас жанра - типа, фэнтази, не придирайтесь:)
Он и у меня не пошел - дальше первых двух томов не продралась%) Но просто на перевод дали как раз завершение саги, потому вынуждена погрузиться))

Видимо) Хотя тоже, фентези фентези рознь)) Цифры больше к эпике всякой)
Ух ты! Удачи с переводом!
Пасиб)
Мартиновская жизнь воспринимается как "средневековье", причем европейское.

В то время как ничего подобного по чернушности в жизни европейских династий в 11-14вв все же не было.
Я не историк и не фанат, но даже "Проклятые короли" Дрюона (действие - 14в.) будут помрачнее Мартина.
Это роман...
...довольно близко воспроизводящий факты и дух времени; догадки и допущения которого даже потом подтверждались позднейшими исследованиями.
"...довольно близко воспроизводящий факты и дух времени"

Чем больше читаю источников, тем больше в этом сомневаюсь.

Да и нет, замечу, там такой чернухи, как у Мартина.
Любовь к отравлениям, кстати, не подтверждается.

Небольшой офф

Я тут пытаюсь выстроить приоритеты в чтении материалов по тайфам и альморавидам, и хочу прежде всего выстроить общую картину. Т.е. прочитать обзорные труды прежде всего.
Я правильно поняла, что общую картину по тайфам дает Вассерштейн?
А по альморавидам - Лагардер?
По конкретным тайфам аль-Андалуса и их последующей элиминации более подробные материалы нашла у Идриса и Хэндлера - по гранадским Зиридам. А вот по остальным династиям, видимо, пока не отрыла отдельные статьи во всей большой куче. Если они там есть, хотя Вы говорили, что должны быть - но что-то я их не нахожу... А ведь сильно роюсь...

Re: Небольшой офф

1. Ага.
Вассерштейн вообще наверное единственный, кто писал НЕ ТОЛЬКО о культуре тайф на читаемом языке, сиречь английском (Скейлз - о периоде фитны; Кеннеди тоже хорош, но краток и у меня только в виде ксерокопий, я его не сканил, то же - на испанском - Вигуэра Молинс, раздел по политической истории из Historia de España Menéndez Pidal. T. VIII-I. Los reinos de taifas).

То же - Лагардер; хотя свет-Венсан наш, откровенно говоря, жуликоват: его разделы о политической истории почти полная калька с испанского текста "Альморавидов" Бош-Вилы (первое издание - 1956) с добавками и пересказами источников.

2. Гранада лучше освещена. См. также пдф Мемуары Абд Аллаха и папку Tibiyan.

Афтасиды: одноименный пдф.

Бирзалиды: одноименный пдф.

Севилья: тут лучше глядеть ал-Маккари и Дози.

Валенсия: здесь лучше освещены годы аккурат перед Сидом. Но если папку с книгой Montaner Frotos + Jovani д.б. сбросить, то статья Леви-Провансаля о взяти Валенсии Сидом (перевод Ибн Изари) на испанском-то есть (в пдф), а вот французская версия кажется только в бумажном виде.

Насчет остальных - глядите сначала было ли что-то по ним в литературе: сноски к указателю тайф и князей у Вассерштейна (где-то после 80-й страницы).

Re: Небольшой офф

Так нету файлов с такими именами (Афтасиды и Бирзалиды)! Ни на латинице, ни на русском! Увя!

Re: Небольшой офф

Ладно-ладно.
Главное - не плакать.

Вот оно:
http://rghost.ru/18291561
Про Худидов нашла много, кстати, в статье про верхние марки-тагр. И про предыдущую сарагосскую династию (туджибиды - если я их правильно выговариваю) тоже:) Чудные хлопцы, верные и честные - все как один, ага:)
Да, сагра, Худиды и Туджибиды. Там основной автор Turk + см. пдф ebook1264.

Не помню, было ли это:
http://rghost.ru/18284001

О военном деле тайф я как-то отправлял статью.

Да,да, именно Турка я и читала, спасибо:). И статью тоже читала:)
Она именно "сагра" читается, да? Или сагр? Потому что там al-Tagr по-арабски.
Сагр, сагр.
Сагр так сагр:)
Спасибо, файлы скачала!
Да, про поэтов и оды тоже было, спасибо.
А у Мартина нет? Типа исторический нон-фикшен?:)
У Мартина вообще заявлено фэнтези, даже не исторический роман, как у Дрюона. Так что аргумент, увы, не канает.
Если проводить аналогии с Мартином, то настоящий Харенхолл это Барбастро. -;)
а я так и не прочитала пока:) не продвинулась дальше первого десятка страниц:) но надо, надо. Знаковая все-таки вещь.
Будут интересны Ваши впечатления.
Как все таки нынче скучно живут, даже не сравнить
Не говорите:) А ведь этим людям не нужно было себе выдумывать никакого экстремального хобби - ни горных лыж, ни дайвинга, ничего. У них с экстримом все было чики-пики в повседневной жизни:)
Хз, но по сравнению с "Проклятыми королями" Дрюона у Мартина довольно светлая и радостная книжка.
Да и против каких-нибудь хроник крестовых походов - тоже...
А уж по сравнению с историческими романами про Византию - так вообще детский садик.
И это даже не говоря про всякий Китай...
Оооо, Китай! Я над "Троецарствием" не знала, плакать или смеяться. Предатель на предателе сидит и предателем погоняет, все против всех, ни чести, ни совести, ни порядочности - ни у кого. Жуть, короче:) Арабы по сравнению с китайцами просто рыцари Грааля какие-то выходят:)
Читаю просто с мега-удовольствием!
Хе-хе, спасибо:)
Аааа, здорово-то как, радуешь ты меня :) Читаю и удивляюсь - и ведь так и есть, так и есть.
Ну да:) Причем куда ни посмотришь - так и есть:)