?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

Дмитрий Могилевцев "Люди Истины"

Узнала о книге via andrejchernecov

В романе, ни много ни мало, описывается жизненный путь человека по имени Хасан ас-Саббах.
Круто, да?
(кругом равнодушное молчание:) )
Тьфу, прошу прощения.
Роман - блестящая духовная и психологическая биография человека, основавшего секту низаритов-ассасинов в Аламуте. Да, тех самых ассасинов, засевших в неприступной горной крепости, которые впоследствии немножко убили Конрада Монферратского и массу других людей самого разного вероисповедания - за что быстро превратились в страшную сказку и даже легенду.
Правда, Старцем Горы называли на самом деле Рашида ад-Дина Синана (они с Хасаном ас-Саббахом - два разных человека:) ), но обычно такими мелкими деталями люди не интересуются:).
Биография написана человеком, который в курсе, что все легенды про ассасинов (поддельный райский сад, гашиш, бабы и протчий дурман) - выдумки присяжного враля Марко Поло. Подлинная история Хасана "Нашего Господина" не изобилует скоромными подробностями и клубничкой, зато заставляет задуматься над множеством неудобных вопросов.
Например: а стоит ли мученически умирать ради сокрытой истины? или эту истину все-таки следует вытащить из сокрытия и превратить в политическое знамя? и что тогда станется с истиной? и можно ли построить справедливое общество, основанное на принципах истины?
Тьфу, прошу прощения, зачем спросила. Конечно, можно. Вопрос лишь в том, сколько народу придется положить при строительстве и как долго это общество протянет.
Но вопросов все равно много. К примеру: ну а вот все-таки, с твоих невинных единоверцев сдирают кожу на рынках. И что, так и сидеть - сложа руки? Как насчет разумного и хладнокровного, политически дальновидного сопротивления? Ведь убить придется говнюков, реальных говнюков, чего уж там...
Готовых ответов книга не предлагает, более того, повествование выстроено с точки зрения Хасана. Композиционной удачей я считаю то, что автору удалось дважды дать противоположную точку зрения - и мощно при этом! - не впадая в дидактизм. Вскользь так. Но выверенно (это у меня просто больное место - нравственные контрапункты; я очень не люблю в литературе морализаторства).
Поскольку в книге описываются приключения духа, приключения плоти за ними немного не поспевают - повестовование скорее размеренное, чем динамичное. Впрочем, с моей точки зрения, сцена перехода через ледник на Эльбрусе достойна аплодисментов.
По мрачному накалу книга напомнила "Искупление дабира" Мориса Симашко. Может, потому что там тоже были и Омар Хайям, и Низам аль-Мульк, всесильный визир, матерый человечище. Ох, как он всех пиздил, аж дым из ушей у народа вился... И сказано было - про рай писцов для несчастного люда...
Напоследок - цитаты:

"Плохо же ты знаешь людей, великий даи Ирана! Их влечет земная, кровопролитная сила. А как иначе заявим мы о ней, если не кровью своих врагов? Не прятать нужно следы, а заявлять во весь голос: это мы, сталь нашей силы, наш кулак! Мы посмели и посмеем снова! Пусть нас страшатся! И тогда под наше крыло люди потекут рекой. Вот что я скажу тебе, великий даи: Истина – это женщина. Она любит сильных и открывает лицо лишь перед ними."

"– …Я не могу спорить с вами, сайидна, – ответил Кийа угрюмо. – Вы правы. Как всегда. Меня только то утешает, что когда-нибудь этот разбойник нам станет не нужен. И вот тогда… – Он усмехнулся криво. – Только одно я скажу еще, сайидна: человек остается в памяти людей своими делами, и делами тех, кто под его рукой. Какая же память останется от нас, если под нашей рукой – демон?

– Кийа, тут все просто: память людская – как пергамент, на котором победители пишут поверх всего, что там было раньше. Если милостью Аллаха мы победим, мы сами впишем, что захотим, в память поколений. А если проиграем – то какая нам разница? Слабость заслуживает позора."


Comments

Обязательно почитаю, спасибо за наводку!

о книге

Когда-то читала понравилось. Хочется прочесть еще раз.

Re: о книге

Стоящая вещь, да.