?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

Какая была цивилизация...

Начало 9 века. Халиф аль-Амин переманивает к себе людей от своего брата аль-Мамуна. Офицерам выдано по 500 дирхемов (наличной серебряной монетой) и по флакону духов.
А теперь представим себе Европу начала 9 века. Серебряная монета наличностью, ага. И флакон, прости Господи, духов для рыцаря. Да.
Середина 8 века. Мусульманские войска (мукатила) получали жалованье наличными. Все той же серебряной монетой. Обоза с провизией у армии обычно не водилось. Почему? Потому что когда армия проходила по мусульманским территориям, народ ликовал: солдаты должны были покупать себе продукты на местных рынках. Расплачиваясь той самой серебряной монетой. Вот такая вот армия как двигатель денежной экономики.
Любопытная ремарка у Кеннеди: отступающие по византийской территории мусульманские войска убедили императрицу Ирину приказать местным жителям организовать рынки - чтобы солдаты смогли закупить себе провизию.
Во время одного из походов халиф аль-Валид, преследовавший своих врагов где-то в районе Пальмиры, попросил у местных жителей разрешения попасти армейскую скотину на их полях. Жители невозмутимо ответили, что примут за это только наличные деньги.

Уровень монетизации экономики и уважение к правам мирного населения внушает.

Comments

Перед отправкой войска, король извещал бальи или сенешаля провинции/провинций с тем, чтобы тот собрал все необходимое для снабжения войск. Другими словами, он назначал лиц (или высылал их в провинции) для обеспечения армии продовольствием, вином, фуражом. Эти лица именовались «поставщиками гарнизонов [складов]» (pourvoyeurs des garnisons), провизорами. Они закупали провизию и фураж солдатам и их коням, за что казна потом возмещала им расходы. Все приобретенное таким образом продовольствие (хлеб, овес, горох, бобы, миндаль, рогатый скот, живые бараны и свиньи, шпиги, вино, уксус, масло, соль и воск) перевозилось и перегонялось в «гарнизоны» (продовольственные склады). Оттуда их выдавали по необходимости войскам.
О, значит тоже все было не так уж плохо. Щас отредактирую пост:)
А реквизирование было привычной практикой? или конфискация у вилланов всяких домашних птиц шла по разряду мародерства?
Я просто еще представила себе охотящегося европейского феодала, который вполне мог себе проскакать по крестьянскому полю...

Edited at 2010-06-02 10:59 am (UTC)
Но это уже развитая Франция. Что там было при Каролингах и Капетингах - я не в курсе.
Если территория была не своя (французы то ведь воевали тогда по большей части у себя дома или недалеко, в Гаскони или Фландрии; так конечно могли и грабить и "своих", особенно когда жалованье задерживали), все стороны смело фураж и провизию отнимали силой.
Ну, Кеннеди тоже пишет, что на излете омейядской эпохи то ли басрийский, то ли куфанский джунд, которому не платили жалованья, жил в основном рэкетом и бандитизмом:)
Мне кажется, что в исламском государстве еще и размер "своей территории" был существенно больше - куда ни пойдешь, везде свои же, как их грабить:)
В ал-Андалусе служба джундов оплачивалась только в случае похода, они не получали регулярное жалованье от правительства. По словам Ахмада ар-Рази , «в каждом джунде халиф назначает обычно два знамени [liwa’ayn, здесь – вождей-знаменосцев], одно сражается или отправляется на войну, другое остается на месте. Сражающийся вождь или знаменосец получает жалованье (ризк) в двести динаров, а резервный не получает жалованья в течение трех месяцев. По прошествии этого времени он меняется (должностью) с другим, равным ему по положению и могущим принадлежать к его роду. Сирийцы, которые отправлялись на войну – то есть братья, сыновья или двоюродные братья вождя, – получали каждый жалованье в десять динаров по окончании военного похода. [При выплате жалованья], вождь находился рядом с военачальником; он объявлял, кто получил право на жалованье своей действительной службой и, чтобы выдать ему уважительное свидетельство, назначал жалованье после объявления о нем. Ему же приходилось зачислять их в войско и распределять между ними их рационы. Что до сирийцев, которые участвовали в походе, не принадлежа к семье вождя [= волонтеры], они получали каждый пять динаров по окончании кампании, но баладиййун ничего не давали, за исключением их вождя».
Уже в 755 г. часть армии наместника Йусуфа ал-Фихри отказалась выступать в поход, пока не получит плату за две предыдущие кампании. Отчасти это связано с тем, что от воинов ислама ожидалось, что они сами будут добывать и покупать в пути съестные припасы. По этой причине, например, в Египте войскам (и их семьям) выдавали денежное жалованье (ата; в золотых динарах) перед выступлением в поход. В обычное время (видимо, раз в год, после сбора урожая) содержание шло натурой (овцы, масло, кислое вино, кипяченое вино, птицы, финики, зелень, лук, изюм, вино, дерево) (Kennedy H. Military pay...).
Но о размерах жалованья не известно почти ничего. Так, в 754 г. за экспедицию для спасения ас-Сумайла в Сарагосе было обещано вождям войска по 200 динаров, лучшим воинам (хийар) – по 50, прочим – по 10 динаров и куску шелка. Но эти суммы шли сверх обычного содержания. Когда наместник выдал 1000 динаров обоим вождям омайядских клиентов, денег оказалось недостаточно, поскольку за ними в реестрах дивана числилось 500 воинов; в итоге, каждому из клиентов досталось по 10 дирхемов (традиционное соотношение между золотым динаром и серебряным дирхемом – 1:12, т.е. каждый мавали получил примерно по одному динару). По словам источников, только ал-Хакам I (эмир ал-Андалуса в 796-822 гг.) первым начал выдавать регулярно жалованье войскам-джундам. (Арабская традиция донесла имя первого внесенного в диван ал-Хакама I – Футайс б. Сулайман, с пометкой – 500 динаров.) Тогда же появляется налог на содержание армии
Стимулирующие надбавки, хозрасчет, все дела:)
Берберам, кстати, вообще не платили. Разве что в экстренных случаях: когда Ханзала б. Сафван в 742 г. набирал волонтеров для войны с берберами Уккаши б. Аййуба ал-Фазари, он сначала выдавал каждому по 50 динаров (годовое жалованье пехотинца?). Это привлекло к нему стольких, что он снизил размер суммы до 40, а потом и 30 динаров, но собрал отличное войско из «юношей» – очевидно, неарабские отряды местных ополченцев.
Из английского военного законодательства конца XIV в.:
"[3.] Также, чтобы никто не осмеливался грабить и разорять церкви, убивать людей святой церкви – ни клириков, ни иных, а также женщин, брать в плен тех, кто не носит оружие [т.е. гражданских лиц], насиловать женщин, под угрозой повешения.
[7.] Также, чтобы никто не смел грабить и красть у другого съестные припасы, провизию и фураж, а также всякое иное, под угрозой лишиться головы, а также (воровать) продовольствие, другие товары или что-либо иное, доставленное для снабжения войска, под угрозой той же кары, а тот, кто сможет уведомить коннетабля и маршала о таких грабителях или ворах, получит за труды 20 ноблей.
[10.] Также, чтобы никто не смел кричать «Havok!» [«Грабь!»], под угрозой лишения головы, и чтобы тот или те, кто начнут первыми кричать это, также лишились головы, а тело потом будет повешено за кисти".

«Также, коннетабль получит от каждого торговца или бродячего торговца (bribour), который продает или покупает в войске, каждую неделю по 4 пенса, и с бочонка по 1 пенсу. И он получит доход со всякого, кто продает вино или пиво.
Также, он получит с каждой проститутки (femme de fole vie) в неделю по 4 пенса. А с тех, кто ставит шатры (plaunte logge), маршал получит 4 пенса.
Маршал получит с каждого торговца, находящегося в войске, с каждого оружейника, портного, сапожника (suwour), цирюльника или бродячего торговца, с каждого человека, продающего и покупающего в войске, и с каждой проститутки каждую субботу, пока она временно находится (в войске), и со всех тех, кто держит лавку – по четыре пенса. И таким же образом (он получит деньги) с них же на каждой войсковой стоянке (remnant del host) спустя два или три дня пребывания там. И маршал получит всех холощеных животных, захваченных людьми из войска при продвижении. И никуда нельзя двигаться без коннетабля и маршала. И при каждом передвижении должен быть рыцарь или эсквайр вместо них [т.е. заместитель коннетабля и маршала в каждой баталии], чтобы расставлять по квартирам людей и требовать их доли. А именно, маршал получит всех холощеных животных, а коннетабль – всех животных с рогами и жеребят: вот взнос войска в пользу коннетабля и маршала. Кобылы достаются тем, кто их захватил, а подкованные кони – коннетаблю.
Также, чтобы все овцы и свиньи отходили ко всякому простолюдину из войска, который их сможет захватить, и когда они явятся в войско и закричат havok, каждый сможет принять участие».

Огромный обоз Эдуарда III в кампании 1359 г. включал 1000 [Walsingham, 287], а по данным Жана ле Беля (с уточнением – «говорят»), 6000 повозок, все привезенные из Англии. Однако, ниже ле Бель пишет о «10-12 тыс. повозок, запряженных тремя добрыми конями каждая, привезенных из Англии», хотя неясно, идет ли речь о других транспортных средствах армии или о другой оценке их количества. Цифры, несомненно, завышены [Emerson, 332], но в целом повозок и телег в такого рода армии было несть числа. На повозках были шатры и палатки, полевые кузни, ручные мельницы, своры борзых, кухонная посуда, палатки и т.д. По словам ле Беля, некоторые лорды везли с собой несколько небольших яликов и лодочек из вареной кожи, так умело сделанных, что они могли легко нести троих людей для рыбной ловли на озере или реке, так что у лордов и состоятельных людей была рыба на Пасху, но простолюдины довольствовались тем, что могли достать [Le Bel 2, 299, 312-313]. Тот же герцог Ланкастер в 1373 г., готовясь к шевоше, запасся «большим множеством повозок», на которых вез все необходимое, включая «ручные мельницы, чтобы молоть пшеницу и прочее зерно, если встретятся мельницы разрушенные и сломанные», печки и прочее снаряжение [Œuvres de Froissart 8, 267].
Вот меня как раз поразило то, что у мусульманских армий, как пишет Кеннеди, не было большого обоза. Это ж какая должна быть инфраструктура на территориях, по которым они проходили!
Нет, скорее очень загруженные воины.
Реквизицию, именно как метод снабжения армии, насколько помню, ввели во Франции при Конвенте, а довели до совершенства при Наполеоне I.
Ну а грабить - конечно грабили.
Правда, бывало что за особо выдающиеся успехи в этом деле и вешали рассуждая так - "сегодня грабят чужих, завтра возьмутся за своих".
Про духи понравилось. Наверное, это был довольно ценный и легко транспортируемый ресурс. А получается, что два брата жили в действительности? И кто победил?
Кнешно. Читайте книгу Х. Кеннеди "Двор халифов".

Победил ал-Мамун.
Ресурс еще был и востребованным:)
А братья жили, еще как жили. У меня в "аль-Лате", в особенности в первой арке (до приключений Тарега в пустыне), очень много исторических событий в коктейль подмешано. Для чего, собственно, и пишу исторические комментарии - а то некоторые сюжеты слишком гротескно выглядят, люди могут подумать, что у меня фантазия излишне разыгралась:).

офф..

С этого грёбанного Конвоя войнушка разразилась, кажется.. Как Ты считаешь?

Re: офф..

Не поняла:) С какого Конвоя?

Re: офф..

Поняла, о чем речь.
про войну как таковую ничего не нашла.
На самом деле, я не просто на стороне Израиля. Я считаю, что этих ребят нужно было подпустить поближе (в территориальные воды) и после надлежащих предупреждений перестрелять и утопить нахрен в пизду. Тогда вопрос со всякими "флотилиями", поддерживающими хамасовских террористов морально, идеологически и материально, был бы решен однозначно и надолго. Если не навсегда.
А то их всего лишь чуть-чуть постреляли и теперь, видите ли, лечат. И теперь вот лезут новые борцы, блин.