?

Log in

No account? Create an account
шевелявка-2

подчитываю литературку

Ну, надо же и 14 главу писать - так что готовлюсь, почитывая источники. Ну, в поисках вдохновляющих выражений и сюжетов.
Читаю Ахмада аль-Балазури (арабский историк 9 века, один из самых достоверных и уважаемых в мусульманской традиции), "Книгу завоевания стран" (Китаб Футух аль-Булдан). Если кому интересно, то вот ссылочка: http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Balazuri_2/pred.phtml?id=2893

Собственно, что вычитывается (глава "Завоевание арабами Хорасана"):
"Абдаллах ибн Амир послал Абдаллаха ибн Хазима к Серахсу, и он сражался с ними (жителями его). Потом Задуйе, марзбан его (т.е. правитель - прим. мои), стал просить мира с условием пощады 100 человек и с тем, что он отдаст женщин. Дочь его досталась по жребию Ибн Хазиму, он взял ее себе (в жены) и назвал Маиса, и Ибн Хазим завладел Серахской землей. И говорят, что он заключил с ним (Задуйей) мир (с условием) пощадить 100 человек, и тот перечислил ему 100 (человек) и не назвал самого себя; он (Ибн Хазим) убил его и вошел в Серахс силой."

Что сталось с остальными жителями Серахса, которые не попали в этот список Шиндлера и не были осчастливлены участью жены араба (высокие, высокие отношения - она досталась ему жребию, а он мочканул ее папу, воспользовавшись ошибкой в документике, и ведь не опасался, что она его ножичком пырнет, впрочем, папа тоже в дочке видел скотину на продажу и ничего более, ради чего там пырять), видно из описания взятия другого города:

"Джахм достиг крепости и с ним сражались люди, находившиеся у ворот ее; он оттеснил их от них (ворот), и вскоре, после заката, враги услышали такбир (призыв к молитве - прим. мои) позади себя. Крепость была взята, и они сдались на милость Йезида; Джахм отвел их к реке Джурджана и стал убивать их, пока кровь не наполнила реку и не стала течь в ней; и он построил город Джурджан."

А потом читатели еще удивляются, что у меня безнадега в книге. Какая уж тут надега, сплошной исторический материал идет...
И еще: всего-то несколько строчек - а за ними трагедия на трагедии, романтикам, авторам оперных либретто и даже реалистам такое и не снилось. Жуть ведь, а не сюжет, если это в повествование разворачивать...

Comments

А это была ошибка в документе?
Или же папа, понимая, что внося в список сотню человек, приговаривает остальных к смерти, и не счел возможным внести в список себя? Такое ведь тоже возможно?
Хороший вопрос, большая перспектива для построения сюжетных перипетий:)
сюжет со списком Шиндлера есть еще в одном месте (в главе о завоевании Джурджана), и там фигурируют 300 человек в аль-Бухейри (Бухаре?) плюс дань. Там человечек не забыл себя вписать, он вышел с семьей, имуществом и домочадцами и сдал свой город. 14000 человек погибли после того, как в город вошли мусульманские войска.
В принципе, я склонна считать, что человек просто не счет нужным вписать себя, принимая то, что его пощадят, как должное.
Да, вы правы. Если бы он не внес ее имя в лотерею, она была не женой, а рабыней - и то, если б в живых осталась.
Что было в голове у реального дядьки, не проверить, а вот в книжку можно именно этот вариант: и дочке все же судьба жены, а не рабыни, и сто человек смог спасти, а себя посчитал недостойным жить, так как других не спас :)
Да, хороший вариант. В особенности на фоне того, другого, где в списке было триста людей во главе с человечком - а дальше сданная Бухара и четырнадцать тысяч казненных.
Хм, а чего они так много убивали? Или оно всегда так было? Мне просто по цитате показалось, что они не стремились захватить, править, обложить данью...
Там в общей сложности получается пятьдесят на пятьдесят где-то. В особенности если крепость изначально сопротивлялась, а не начинала переговоры о дани и переходе жителей в ислам. Плюс еще они обязательно карали отложившиеся города ("нарушившие договор") - тогда там вообще людей под нож пускали, а выживших в рабство угоняли.
Кстати, в Мисре (Египет) было попроще и полегче. А вот в Магрибе бои были тоже нешуточные.
Понятно. Интересно, с чем связано?
В Египте копты как-то струсили. И сразу стали просить о дани, практически без сопротивления. поэтому среди арабских историков разногласия (читала у того же автора): Миср взяли силой или по договору? Кто свидетельствует, что было сопротивление, кто свидетельсвует обратное. Причем для арабов было очень важно именно что заключить договор - именно он гарантировал покоренным неприкосновенность жизни и имущества. Один из знатных арабов потом кричал с минбара в Египте: а со мной копты ничего не заключали! Никакого договора! Поэтому, хоть и живут они как мышь под метлой, я ними шо хошь сделаю! Хошь - убью, хошь - продам! А хошь - просто буду деньги стричь!
А в Магрибе берберы дрались с захватчиками, отсюда и толпы пленных и стертые с лица земли города.
... Деревни. Там из реальных городов один Карфаген. Да арабами же "выстроенный" Кайруан, по сути - постоянный палаточный лагерь.
в общем-то, да, какие там могли быть города у берберов.
Ал-Балазури, кстати, есть полностью в англ. переводе - кажется на archive.org.
Спасибо, мне пока хватит. я уже немного начинаю тонуть в материале - жадность, она погубит даже медведя:)